Сложности и парадоксы профессии журналистика.

Основные отличительные особенности профессиональной журналистики

Качество(насыщенность) массовой информации

Массово-информационная природа журналистики

 

1) МНОГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ ЧТО ЖУРНАЛИСТИКА ПОЯВИЛАСЬ НА ЗЕМЛЕ ОДНОВРЕМЕННО С ЧЕЛОВЕКОМ. Всегда была информация, лишь менялась ее форма, образы, лики. С Древнейших времен информ исходило отовсюду. информацией было пронизано все живое и неживое на земле. Поэтому всегда было востребовано сбор и распространение информации среди всех. Информация имеет массовый признак. В древние времена философы пришли к выводу что информация обладает созидательной силой и огромной разрушительной силой.Все деяния на земле и поныне свершаются с помощью информации. С древнейших времен складывались способы распространения информации. вначале устный способ. Главным образом сообщалось о войнах,указах,стихийных бедствиях. Потом появились признаки изобразительной и письменной информации: наскальные рисунки, знаки(прообразы алфавитов), рисунки изображались на скалах,шкурах животных, пергаменте. настоящий прорыв в распространении информации связан с изобретением печатного станка. Изобретен в Германии в 15 веке Гутенбергом. С этим явлением связано зарождение печатной журналистики. Первой была напечатана библия, затем появились печатные вестники, затем они стали рекламными листками. Один из таких рекламных листков стал издаваться в Венеции в 16 веке. Стоил самую мелкую монету,которая называлась "Газета".По прошествию более 400 столетия основным способом распространения информации являлись печатные СМИ. В конце 19 - начале 20 века русским ученым А. Поповым было изобретено устройство, которое передавало звуки на расстоянии. С появлением радио родился второй способ распространения информации. Радиожурналистика. в 1926 впервые на расстоянии было передано изображение картинки это знаменовало появление нового сми - видео. В 70х годах 20 века был изобретен электронный способ передачи информации. Родина - США. Способ впервые использовался в военных целях. СМИ : печатные,радио,телевидение,информационные агентства,интернет. Принято считать что история отечественной журналистики ведет отчет от первой русской газеты "Ведомости" 12 декабря первый номер вышел 13 января 1703г. Начиная с 1719г в России прошла эпоха персональной журналистики по 1861г. Узкий круг лиц (чаще один человек) издавал газету или журнал. Массовой журналистика становится с 1861 года. Было отменено крепостное право в России и были созданы условия для вольнодумства. Период с 1903 по 1917 можно назвать периодом большевистской журналистики в России. С 1917 по 1990 - эра партийной журналистики, она была выстроена вертикально. Центральный орган - газета "Правда" и вниз до многотиражных изданий. И с 1990г наступила новая эра в истории журналистики. Все СМИ имеют одинаковые права и возможности. Все СМИ теперь выстроены по горизонтали.

2) Журналистика - это литературно-публицистическая деятельность в журналах,газетах, на радио,телевидении,информационных агентствах.Общественная деятельность по сбору обработке и распространению актуальной социальной информации через печать,радио,телевидение,кино и т. д. Журналистика одна из форм массовое пропаганды и агитации. Термином журналистика обозначается продукция журналистской деятельности в классовом антагонистическом обществе журналистика выступает проводником политики,идеологии, правящих сил, партий. В демократическом обществе журналистика должна выражать интересы всего общества. Журналистика - это общественная деятельность по сбору обработке актуальной социальной информации. Это определенная отрасль знания и образования. Прохоров добавляет что журналистика имеет особенности и задачи и функционирует на основе прямых и обратных связей. Журналистика не может нормально функционировать только при наличии прямых связей. Нужно ориентироваться на потребность аудитории. Журналистика по Прохорову явление социальное, она составляет важную организационную часть социальной системы в целом.

3) Журналистика самым непосредственным теснейшим образом с многообразными потребностями общества . Эти потребности являются фундаментом журналистики.потребности перерастают в интересы. Таким образом журналистика отображая потребности служит интересам. Потребности общемирового характера, интерес - в ограниченном пространстве. Потребности: 1) биологические - воспроизведение общества. 2) экономические. 3) Социальные. 4) Политические. 5) духовные. 6) Научные

В зависимости от потребности и интересов произошло типологическое деление СМИ. Позиция и задачи журналистики:соблюдать баланс интересов, выражая потребности.

4) В соответствии с запросами общества журналистика выполняет ряд социальных задач. По этому признаку журналистику считают универсальной. Универсальность - то способность проникать всюду. Отсюда специалисты определили социальные роли журналистики : 1) Производственно-экономические. 2) Регулирующие - в рамках этой роли журналистика участвует как посредник,она способствует развитию отношений. 3) Информационно-коммуникативная роль - это удовлетворение потребностей общества на информацию. 4) Духовно-идеологическая - в рамках ее журналистика способствует утверждению нравственных ценностей.

5) Информация единственное средство за счет которого журналистика выполняет свою роль. С момента появления газеты журналистика рассчитана на массовое восприятие.людские интересы совпадают по множеству направлений : Возрасту, убеждениям, по полу,образованию. Следовательно у природы журналистики два начала: информационность и массовость. Сущность ее проявляется в том что ее продукт рассчитан на массовую аудиторию и этот продукт указывает что ее деятельность относится к разряду социальной. Через информацию обозначаются проблемы общества,достигаются результаты. Массовая информация может делиться на специальную. Она в свою очередь делится на информацию в широком и узком смысле. ]под информацией понимается вся совокупность сведений которые несет журналистика. Журналистика делится по признакам :1) событийная 2) коммерческая. фундаментальная,проблемная,публицистическая,художественная,художественно-публицистическая. Журналистский текст различается по признаку информационной насыщенности(число сообщенных сведений). Трудности в этой части следующие : приблизительность,не всегда мы можем точно установить в каком случае информация точная,а в каком приблизительная,неподтвержденная.

6) Качество любого материала - задача любого журналиста. Для того чтобы качество было высоким, требуется ориентироваться на определенные требования,установки.Условия: 1 группа - правила построения текста : а) семантика текста - соответствие содержания текста описываемой действительности. б) сентактика - внутренняя структура текста,организация.композиция,план. в) Прагматика - это отношение текста с аудиторией,как текст понимается аудиторией. 2 группа - информативность и насыщенность : а) небанальность сведений - новизна. б) Декадируемость - понимание читателем текста в соответствии с замыслом автора. в) леривантность - ценность для аудитории сообщаемых сведений.

7) Особенности : 1) информационность выраженная словесным творчеством. 2) Всепроникаемость благодаря многоуровневости. 3) Универсализм благодаря многофункциональности журналистики. 4) Социальность - служит интересам общества. 5) Медийность - является средством общения. 6) Открытость - абсолютная доступность для всех. 7) Документальность - в основе журналистики действительность. 8)Злободневность - строгая зависимость от того что происходит сегодня. 9) Познавательность. 10) Спонтанность,случайность. 11) Оперативность. 12) Напряженность.

8) 1) Социальная и моральная ответственность а) Перед всем обществом б) Перед конкретными людьми в) Перед историей. 2) Журналист проходит испытание на честолюбие, он всегда на виду. 3) Сеюминутность. 4) Журналист нигде и никогда не реализуется доконца. 5) Зависимость от аудитории,общественного мнения, редактора,учредителя,власти,от характера темы. 6) зависимость творческая(редакторское сито). 7) Всегда давит оперативность. 8) Информационность. скольжение по поверхности. 9) Необходимость отдыха. 10) Творческая работа сочетается с нетворческой.

 

№4. Модель личности журналиста.