АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

Тема 5. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

Вопрос о необходимости эксперимента в науке о языке впервые поста­вил Л.В.Щерба, который полагал, что "выводить языковую систему, т.е. словарь и грамматику' можно из "соответственных текстов, т.е. из соответ­ственного языкового материала". Но, по его мнению, совершенно очевид­но, что никакого иного метода не существует и не может существовать в применении к мертвым языкам. "Большинство лингвистов обыкновенно и к живым языкам, - писал Л.В.Щерба, — подходит, однако, так же, как и к мертвым, т.е. накопляет языковой материал, иначе говоря,_ записывает тексты, а потом обрабатывает по принципам мертвых языков". Щерба по­лагал, "что при этом получаются мертвые словари и грамматики". По его мнению, "исследователь живых языков должен поступать иначе": "Исследователь, — писал он, — тоже должен исходить из так или иначе по­нятого языкового материала. Но, построив из фактов этого материала неко­торую отвлеченную систему, необходимо проверять ее на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из нее факты действительности. Таким образом в языкознание вводится принцип эксперимента".

Щерба отмечает, что может быть как положительный результат экспе­римента, так и отрицательный результат. Отрицательные результаты ука­зывают или на неверность постулированного правила, или на необходи­мость каких-то его ограничений, или на то, что правила уже больше нет, а есть только факты словаря и т.п.".

Справедливости ради следует отметить, что у сторонников традицион­ных методов лингвистического анализа имеется ряд возражений в отноше­нии эксперимента. 1. Материалы экспериментов очень интересны, но мало ли что могут сказать испытуемые по заданию экспериментатора? Как дока­зать, что в эксперименте выявляются действительно языковые правила? 2. В эксперименте создаются заведомо искусственные ситуации, что для нор­мального естественного функционирования языка и речи не характерно. 3. В спонтанной речи иногда проявляется то, что никаким экспериментом ор­ганизовать не удается, т.е. возможности экспериментальных методик доста­точно ограничены.

Ассоциативный эксперимент является наиболее разработанной техни­кой психолингвистического анализа семантики. Процедура его такова. Ис­пытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо от­ветить первыми приходящими в их голову словами. Каждому испытуемому дается 100 слов и 7-10 минут на ответы. Существуют разновидности ассо­циативного эксперимента:

1. Свободный. Испытуемым не ставится никаких ограничений на ре­акции. 2. Направленный. Испытуемому предлагается давать ассоциации определенного грамматического и семантического класса (напр., прилага­тельное к существительному). 3. Цепочечный. Испытуемым предлагается реагировать на стимул несколькими ассодиациями — например, дать в те­чение 20 секунд 10 реакций.

Широко известны следующие словари ассоциативных норм: J.Deese. The Structure of Associations in Language and Thought. Baltimore, 1965; "Словарь ассоциативных норм русского языка" под ред. А.А.Леонтьева, М., 1977. В Институте языкознания создается "Русский ассоциативный сло­варь" (М.,1994-1999), где в качестве ответов зафиксировано 12600 разных слов, а всего — более миллиона.

Структура словарной статьи в этом словаре такова: сначала дается за­главное слово, затем реакции, располагающиеся в порядке убывания часто­ты (указана цифрой). Внутри групп они следуют в алфавитном порядке: ЛЕС ... поле, деревья И, осень, большой, береза 7. 549+186+0+119. Первая цифра в конце статьи указывает общее количество реакций на стимулы, вторая — количество разных реакций, третья — количество испытуемых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. количество отказов. Чет­вертая — количество единичных ответов, то есть ответов, которые были да­ны только один раз и частота которых равна единице.

Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, граммати­ческий класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула (небо голубое, машина — едет, курить плохо). Парадигматические ас­социации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы (стол — стул, отец мать). Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтаг­матические — речевые. Выделяют также родо-видовые отношения (животное — кошка, стол мебель), реакции, которые имеют фонетиче­ское сходство со стимулом (гость кость), клишированные (мастер зо­лотые руки, гость каменный) и личные (мужчина я должен ).

АЭ широко известен, активно используется в психолингвистике, пси­хологии социологии, психиатрии. На основе данных ими ассоциаций мож­но построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. Мерой семантической близости (расстояния) пары ело признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциа­ций ("коэффициент пересечения", "коэффициент ассоциации", "мера пере­крытия").

АЭ дает возможность построить семантическую структуру слова и слу­жит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов се-млнтических полей и вскрывает объективно существующие в психике носи­теля языка семантические связи слов. Так, в слове экзамен в сознании но­сителей язык; присутствует и такой психологический момент этого слова, как "трудный", страх", "страшный", "тяжелый". В лингвистических же словарях же он отсутствует: Экзамен: трудный 87, сдавать 48, сдать 3$, се'.гию 26, зачет 21, билет IS, скоро 17, по математике 13, на аттестат, зрелости, страх 10, страшный 8 ..., тяжелый 6, пять лет отдыха и двад­цать минут позора 1. (N=" 626)

По характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула, т.к. множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле: летние 11; лето 10; отдых 6; короткие, скоро, ура 4; безделье, в Простокваши но, на­чались, школа 3.

Такие реакции, как мама рама тоже могут быть истолкованы как фонетические. Они чаще всего даются испытуемым в состоянии усталости (например, в конце длительного эксперимента) или умственно-отсталыми испытуемыми.

Большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. При этом ассоциации также отражают различные аспекты родной культуры испытуемого (площадь Красная) и текстовые реминисценции (мастер Маргарита). В последнее время в результате стандартного образования, распространения телевидения и других средств массовой коммуникации увеличилась стереотипность реакций.

В методике свободных ассоциаций Кент-Розанова (Kent-Rozanoff) в ка­честве раздражителей используется набор из 100 слов. Речевые реакции на эти слова стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц ж определен удельный вес нестандартных речевых реакций. Эти данные позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления конкретных испытуемых.

Ассоциативное поле у каждого человека, свое и по составу наименова­ний, и по силе связей между ними. Актуализация той или иной связи в от­вете не случайна и может зависеть даже от ситуации (друг Мишка). На характере ассоциаций сказываются и возраст, и географические условия, и профессия человека: на стимул кисть житель Ярославля ответил: рябимы, а житель Душанбе — винограда, дирижер ответил: плавная и мягкая, мед­сестра — ампутация, а строитель — волосяная. Есть и культурные разли­чия: самые частые ассоциации-существительные к стимулу хлеб для рус­ских — соль для узбеков — чай, а для французов — вино.