Групповая динамика
Любая организация может быть представлена как совокупность малых групп. Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других.
Схема образования формальных и неформальных групп.
Неформальные малые группы
Причины вступления людей в неформальные группы:
- чувство принадлежности (желание поддерживать социальные контакты, чувствовать себя частью целого)
- чувство взаимозащиты (желание получить дружеский совет без критики, обсудить свои проблемы, необходимость подсказки по работе)
- чувство взаимопомощи
- общение (доступ к неформальному каналу поступления информации)
- симпатии.
Особенности неформальных групп
- небольшое количество людей (3-10_, что определяется возможностью личных контактов
- складываются на основе чувства симпатии, единства интересов, увлечений, общих черт поведения и характера
- общее для всех членов группы мы-они
- имеют своих неофициальных лидеров.
В них возникают ритуалы, традиции, обязанности, санкции. Сила малых групп в том, что на них трудно юридически и организационно воздействовать, в них имеются свои неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывая постоянное сопротивление.
Руководителям необходимо научиться сотрудничать с этими малыми группами, а также умело самому создавать малые группы, объединяя людей, тянущихся друг другу, общими делами, задачами, интересами, создавая себе основу или базис в своей работе. Кроме того, это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе.
Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется еще и тем, что в любом трудовом коллективе могут существовать 8 социально-психологических ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за ”того парня”, что и вызывает конфликтную ситуацию.
Менеджеру по персоналу необходимо знать эти роли:
- координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми.
- генератор идей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии (самостоятельно).
- энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других.
- контролер-аналитик, способный трезво оценить ситуацию, идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей.
- искатель выгоды, интересующейся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива.
- исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто ”тонет” в мелочах.
- работяга, не стремящийся занять чье-то место.
- шлифовщик – он необходим, чтобы отношения не перешли в конфликтные, для согласования точек зрения и позиций.
Таким образом, чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен состоять не только из хороших специалистов. Члены этого коллектива должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей.
Отрицательные моменты от образования неформальных групп
- распространение ложных слухов
- отрицательное отношение к руководству
- сопротивление переменам (проведение стратегических изменений, перевод на другую систему оплаты труда)
- нормы поведения группы может снижать результативность всей организации (пьянство, плохая дисциплина)
Положительные моменты от образования неформальных групп
- преданность неформальной группе может быть переведена в преданность организации
- цели организации и группы могут совпадать
- нормы поведения неформальной группы могут превышать нормы поведения организации.
Процесс управления неформальной группой
Включает следующие шаги:
- Признать существование малой группы и не угрожать ее существованию. Если руководитель разрушить группу (переместит на другие рабочие места), то на ее месте обязательно возникнет другая, у которой будет изначально более отрицательное отношение к руководству.
- Выявить лидеров групп и выслушать их мнение.
- Принимая УР просчитывать возможные отрицательные и положительные последствия на группу.
- Подключать членов неформальных групп к обоснованию и принятию УР.
- Быстро выдавать точную информацию, опережая слухи.
Модель формирования коллектива группы
Можно выделить основные признаки коллектива:
1.Прежде всего коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.
2.Это добровольный характер объединения на база общей деятельности.
3.Целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система, с присущей ей организацией, распределением функций, стилем управления.
4.Коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Во многом сплоченность коллектива зависит от стадий его зрелости. Таких стадий выделяют 5.
Первая – притирка. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают по пути ли им с остальными, стараются показать свое ”я”. Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
Вторая стадия – конфликтная. Характеризуется тем, что в в его рамках открыто образуются и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значения личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
На третьей стадии – стадии экспериментирования – потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание работать лучше, другими методами и средствами.
На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.
На пятой стадии – внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимаю и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы переходят на 4 и на 5 уровни.
Какими же основными путями обеспечивается эффективная работа коллектива?
- Прежде всего, наличие у коллектива сильного лидера, заинтересованного в успехах.
- Наличие нормального морально-психологического климата в нем. О его наличие свидетельствует взаимная поддержка людей, открытое обсуждение разногласий, нежелание переходить на новое место. Лучше, чтобы коллектив состоял из непохожих людей, что сулит большую эффективность работы.
Как сделать дружной работу
I стадия: сформирована группа людей, назначен руководитель, задана цель. Выполнение работы требует только руководитель.
Его задача на этой стадии:
- разъяснять цели и средства их достижения
- подбор помощников (стиль авторитарный, директивный) – Командовать, указывать, инструктировать.
II стадия: группа разделилась на две части –
1) люди, принявшие цели группы (восприимчивые)
2) люди, пока эти цели не усвоившие. Выполнение работы требует и руководитель и актив. Стиль авторитарный (директивный), но более мягкий в зависимости от ситуации.
Задача руководителя на этой стадии:
- выявить неформальные микрогруппы
- сплочение коллектива (искусственное создание микрогрупп, организация собраний, досуга)
- разъяснительная работа с равнодушными
- изоляция дезорганизаторов (человек, непринявший цели – всеми законными способами, не нарушая КЗОТ, должен быть уволен) – Старобинский.
III стадия. Структура микрогрупп определилась Большинство членов коллектива воспринимает цели и задачи группы как свои собственные. Возникает сотрудничество микрогрупп. Выполнение работы требует весь коллектив. Стиль – демократический. Группа – восприимчивая, частично способная работать. Группу можно назвать коллективом. Задача руководителя – развивать сотрудничество микрогрупп, организовывать соревнование.
IV стадия. Коллектив достигает зрелости. Выполнение работы требует каждый член коллектива. В таких коллективах работать трудно, нельзя халтурить. Коллектив здесь обладает мощным свойством – развития личности.