Типы мотивации работников

Правила мотивации

Мотивация является ключом к поведению человека, следовательно, необходимо знать правила управления мотивацией:

  1. Положительное поощрение эффективнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе.
  2. Похвала должна быть конкретной и безотлагательной, чем меньше временной интервал, тем больше эффект.
  3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.
  4. Проявляйте искреннее внимание к окружающим.
  5. Дайте человеку почувствовать себя победителем.
  6. Поощряйте за достижение не только основной цели, но и промежуточной.
  7. Дайте сотрудникам чувство свободы и возможность контролировать ситуацию.
  8. Создавайте установку на сотрудничество, добивайтесь сначала маленьких уступок.
  9. Не ущемляйте самоуважение других, предоставляйте им возможность ”сохранить лицо”.
  10. Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть небольшие и частые – удовлетворение.
  11. Разумная внутренняя конкуренция – двигатель прогресса.
  1. Инструментально мотивированный работник – ориентирован на ”голый заработок”, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю.
  2. Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной мере волнуют содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.
  3. “Патриот” характеризуется тем, что основа его мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности (достижение равенства, социальной гармонии и т.д.).
  4. “Хозяйская” мотивация основана на достижении и приумножении собственности, богатства, материальных благ и т.д. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация, для него достаточно внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически не ограничены.
  5. Люмпенизированный работник предполагает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Уровень текучести персонала (Утек.) Утек. = ОЧтек./ЧЗср.*100%

ОЧ – общее число работников, уволившихся по собственной инициативе или по инициативе администрации.

ЧЗср. – среднесписочная численность занятых.

Материальное вознаграждение:

  1. ЗП
  2. Участие в прибыли компании
  3. Дополнительные выплаты
  4. Участие в АК

Дополнительные стимулы:

  1. Машина компании
  2. Оплата транспортных расходов
  3. Субсидии на питание
  4. Скидки на покупку товаров компании
  5. Помощь в оплате расходов на образование (обучении)
  6. Стипендиальные программы
  7. Членство в клубах
  8. Загородные поездки
  9. Соревнование работников сбыта
  10. Страхование жизни
  11. Страхование жизни иждивенцев
  12. Страхование от несчастных случаев
  13. Мед.и стоматол.обслуживание
  14. Кратко- и долговременная нетрудоспособность
  15. Пенсии
  16. Отпуск

ЗП – важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Только при наличии определенных условий ЗП стимулирует повышение производительности труда: 1)люди должны придавать ЗП большое значение. В России это условие соблюдается для очень многих людей, которые живут ”от ЗП до ЗП”, 2) люди должны верить в существование четкой связи между ЗП и ПТ и конкретно в то, что повышение ПТ ведет к повышению ЗП.

Также необходимо ЗП необходимо разбить на 2 части:

- фиксированную (45%)

- подвижную (для премий – 55%)

ЗП может состоять из:

- оклада (постоянная составляющая)

- надбавки (за выслугу лет, знание языка, звание – постоянная составляющая)

- персональные надбавки (по итогам оценки индивидуальной деятельности сотрудника – переменная составляющая)

- бонуса (за достижение цели – переменная составляющая)

Вывод: оптимальная оплата труда должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Должна быть достаточной, то есть работник должен зарабатывать столько, чтобы обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей. В ином случае он будет искать дополнительные способы зарабатывания денег или другую работу. Обеспечить достаточность оплаты могут разработка и внедрение системы оплаты ”по категориям” сотрудников с введение минимального размера, ниже которого оклады на данном предприятии не опускаются.
  2. Уровень ЗП с переменной составляющей должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Факт повышения оклада мотивирует сотрудников к лояльному отношению к организации, факт переменной составляющей – к продуктивной работе, достижению более высоких результатов.
  3. Должна восприниматься сотрудником как справедливая. Критерии оценки деятельности сотрудников, достижения результатов должны быть зафиксированы в локальных нормативных актах предприятия, известны персоналу и легко измеряемы. Если сотрудник не имеет возможности точно определить размер своей оплаты, он будет считать, что она занижена. Сложная система оплаты труда не позволяет сотруднику планировать свой бюджет.

Следовательно, необходимо:

  1. Разработать эффективную систему оценки персонала.
  2. Компенсационный пакет – материальное и нематериальное вознаграждение, получаемое сотрудником в качестве компенсации за предоставлении компании своего времени, здоровья, результатов деятельности. Руководителю по персоналу требуется правильно определить, какие средства наиболее рационально и эффективно будут ”работать” в компании: питание сотрудников, их проезд, предоставление ссуды, дополнительная оплата отпусков, аренда спортивного комплекса, добровольное медицинское страхование, предоставление театральных программ и т.д.

Структура системы компенсационного пакета может характеризоваться следующими показателями:

- средний возраст сотрудников

- средний показатель выслуги лет

- соотношение мужского и женского персонала

Для того, чтобы льготы не ”приелись” их необходимо предоставлять: 1) дозировано, 2)не единовременно, а постепенно в зависимости от – а) возможности финансирования, б) от стажа работы, в) от занимаемой должности.