Содержание
стр.
Введение 3
1. Тягово-скоростные свойства 4 - 6
1.1 Описание силового агрегата и трансмиссии 7 - 29
1.2 Скоростная характеристика двигателя 30 - 34
1.3 Тяговая характеристика автомобиля 35 - 42
1.4 Баланс мощности 43 - 45
1.5 Динамическая характеристика 46 - 51
1.6 Ускорение автомобиля при разгоне 52 - 57
2. Тормозные свойства автомобиля
2.1 Краткое описание тормозной системы 58 - 63
2.2 Расчет полного тормозного пути и коэффициентов 64 - 70
изменения нагрузки по осям при экстренном
торможении автомобиля
3. Заключение 71
4. Список использованной литературы и 72
электронных ресурсов
Введение
Дисциплина «Эксплуатационные свойства автомобилей» посвящена теоретическому изучению зависимостей, описывающих движение автомобиля в различных дорожных условиях и позволяющих оценивать влияние его основных конструктивных параметров, а также параметров его физического состояния и реальных дорожных условий на показатели и характеристики его основных эксплуатационных свойств.
Понятие эксплуатационные свойства представляет собой группу свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в различных условиях. Различают следующие основные эксплуатационные свойства автомобиля:
1. Тягово - скоростные.
2. Топливно - экономические.
3. Тормозные свойства.
4. Проходимость.
5. Устойчивость, управляемость и маневренность.
6. Плавность движения.
В данной работе мною были произведены проверочные расчеты тягово-скоростных и тормозных свойств автомобиля.
Анализ тягово- скоростных свойств позволяет определить предельные дорожные условия, в которых возможно движение автомобиля.
Тормозные свойства относятся к важнейшим из эксплуатационных свойств, определяющих активную безопасность автомобиля.
Цель данной курсовой работы - проведение проверочного расчета основных конструктивных параметров автомобиля ГАЗ 3221 и сопоставление полученных результатов с паспортными значениями.
1. Тягово-скоростные свойства автомобиля
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ 3221
Общее описание транспортного средства:
Микроавтобус с круговым остеклением, имеет правую сдвижную и задние распашные на 180 градусов двери. 9(8) мест с низкой перегородкой в купейном исполнении со столиком или с посадкой по ходу движения без столика.
Двигатель
| ЗМЗ - 4061
|
Тип двигателя
| бензиновый, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый,
4-тактный, 16-клапанный
|
Рабочий объем, л
| 2,3
|
Система зажигания
| Микропроцессорная
|
Степень сжатия
|
|
Топливо
| Автомобильный бензин А-76
|
Номинальная мощность, л.с.
| 100 при 4500 об/мин
|
Максимальный крутящий момент, кгс*м
| 18,5 при 2500 об/мин
|
Коробка передач:
|
|
Тип
| механическая, пятиступенчатая, трёхвальная,
полностью синхронизированная
|
Передаточные числа
| I- 4,05; II - 2,34; III - 1,395; IV - 1,0; V - 0,849
|
Сцепление:
|
|
Тип
| однодисковое, сухое, фрикционное,
привод - гидравлический
|
Главная передача:
|
|
Тип
| гипоидная
|
Передаточное число
| 5,125
|
Эксплуатационные показатели:
|
|
Максимальная скорость, км/ч
|
|
Расход топлива, л/100 км (по
ГОСТ 20306-90) при 60 км/ч
| 11,5
|
Время разгона до 60 км/ч, с
|
|
Число мест
|
|
Колесная формула
| 4х2
|
Размеры:
|
|
Минимальный радиус
поворота по оси следа
внешнего переднего колеса, м
| 5,5
|
Размер колеи передних / задних
колес
| 1700 / 1560
|
Шины:
|
|
Размер
| 185/75R16
|
Масса:
|
|
Масса снаряженного автомобиля, кг
|
|
На переднюю ось
|
|
Полная масса автомобиля, кг
|
|
На переднюю ось
|
|
На заднюю ось
|
|
Подвеска колес:
|
|
Передних
| зависимая, на двух продольных полуэллиптических
рессорах с гидравлическими телескопическими
амортизаторами
|
Задних
| зависимая, на двух продольных полуэллиптических
рессорах со стабилизатором поперечной
устойчивости, с гидравлическими
телескопическими амортизаторами
|
Тормозные системы:
|
|
Рабочая
| Двухконтурная, с гидравлическим приводом и
вакуумным усилителем, передние - дисковые, задние -
барабанные
|
Запасная
| каждый контур рабочей тормозной системы
|
Стояночная
| с торсовым приводом, действует на механизме задних
тормозов
|
Рулевое управление:
| рулевой механизм типа "винт - шариковая гайка"
|
1.1
Описание силового агрегата и трансмиссии ГАЗ 3221
На автомобиле ГАЗ 3221 устанавливается двигатель ЗМЗ-4061— карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный с микропроцессорной системой управления зажиганием.
Рисунок 1. Двигатель ЗМЗ-4061 (вид с левой стороны):
1 — сливная пробка; 2 — масляный картер; 3 — выпускной коллектор; 4 — кронштейн опоры двигателя; 5 — кран слива охлаждающей жидкости; 6 — водяной насос; 7 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 8 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — датчик температурного состояния двигателя; 10 — корпус термостата; 11 — датчик аварийного давления масла; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — катушка зажигания
Рисунок 2. Поперечный разрез двигателя ЗМЗ-4061:
1 — масляный картер; 2 — приемник масляного насоса; 3 — масляный насос; 4 — привод масляного насоса; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — блок цилиндров; 7 — впускная труба; 8 — патрубки вентиляции; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — впускной клапан; 11 — крышка клапанов; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — гидротолкатель клапана; 15 — наружная пружина клапана; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — выпускной клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — выпускной коллектор; 20 — поршень; 21 — поршневой палец; 22 — шатун; 23 — коленчатый вал; 24 — крышка шатуна; 25 — крышка коренного подшипника; 26 — сливная пробка; 27 — корпус толкателя; 28 — направляющая втулка; 29 — корпус компенсатора; 30 — стопорное кольцо; 31 — поршень компенсатора; 32 — шариковый клапан; 33 — пружина шарикового клапана; 34 — корпус шарикового клапана; 35 — разжимная пружина
Рисунок 3. Двигатель ЗМЗ-4061 (вид с правой стороны):
1 — диск синхронизации; 2 — датчик синхронизации; 3 — масляный фильтр; 4 — стартер; 5 — датчик детонации; 6 — трубка слива охлаждающей жидкости из отопителя; 7 — впускная труба; 8 — гидронатяжитель цепи; 9 — генератор; 10 — ремень генератора; 11 — шкив водяного насоса; 12 — натяжной ролик; 13 — бензонасос