ПОСТРОЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЕПОЛЕЙ
Задача 12
Задача 11
Задача 10
Задача 9
ПРИНЦИПЫ ВЕПОЛЬНОГО АНАЛИЗА
ВЕПОЛЬ —МИНИМАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Рассмотрим несколько изобретательских задач.
Нужен способ, позволяющий быстро и точно обнаруживать, в холодильных агрегатах не плотности, через которые просачивается жидкость (фреон, масло, водоеммиачлый раствор).
Как определить степень затвердевания полимерного состава при изготовлении изделий из полимеров? Непосредственно измерить («пощупать») невозможно
Как контролировать интенсивность движения частиц сыпучего материала при псевдоожижении?
Нужно предложить легко извлекаемый клин.
Задачи относятся к разным отраслям техники и описывают разные ситуации, в каждой из которых свои трудности. В задаче 9 требуется быстро и точно отыскать маленькие капельки жидкости «быстро» конфликтует с «точно». В задаче 10 надо ввести датчик в середину затвердевающей массы — и нельзя этого делать, поскольку датчик не должен там оставаться. В задаче 11 датчик можно поместить в сыпучий материал, но какой именно датчик? При одном и том же давлении сыпучие материалы могут двигаться с разной интенсивностью Задача 12 заставляет сразу подумать о различных механизмах, встроенных в клин. Отчетливо видно техническое противоречие: выигрыш в силе, необходимой для извлечения клина, оплачивается усложнением устройства механизированного клина.
Что общего в этих задачах?
Разумеется, все задачи содержат технические и физические противоречия. Но на этом видимое сходство заканчивается, потому что противоречия в задачах разные.
Сравним теперь изобретения, являющиеся решениями этих задач.
Ответ к задаче 9: «Способ обнаружения не плотностей в холодильных агрегатах, заполняемых фреоном и маслом (преимущественно домашних холодильников), отличающийся тем, что с целью повышения точности определения мест утечки в агрегат вместе с маслом вводят люминофор, освещают агрегат в затемненном помещении ультрафиолетовыми лучами и определяют места утечки по свечению люминофора в просачивающемся через не плотности масле» (а с № 277805).
Ответ к задаче 10: «Способ определения степени затвердевания (размягчения) полимерных составов, отличающийся тем, что с целью не разрушаемого контроля в состав вводят магнитный порошок и измеряют изменение магнитной проницаемости состава в процессе его затвердевания» (а с № 239 633).
Ответ к задаче 11: «Акустический способ индикации псевдоожижения сыпучих материалов, отличающийся тем, что с целью непосредственного контроля начала и интенсивности
движения частиц в среду сыпучего материала вводят металлический стержень — звукопровод, являющийся датчиком звуковых колебаний, которые преобразуются в электромагнитные» (а. с. №318404).
Ответ к задаче 12: «Устройство для заклинивания, содержащее клин и клиновую прокладку, обличающееся тем, что с целью облегчения извлечения клина клиновая прокладка выполнена из двух частей, одна из которых легкоплавкая» (а. с. № 4281119).
Попробуем сопоставить то, что дано в условиях задач, с тем, что получено в результате решения.
В условиях задачи 9 дано вещество (капелька жидкости). В решении введено второе вещество (люминофор) и поле (ультрафиолетовое излучение). Аналогичная ситуация и в задаче 10: дано вещество (полимер), введено второе вещество (ферромагнитный порошок) и поле (магнитное). Та .же картина в двух других задачах: добавлено второе вещество (стержень, прокладка) и поле (акустическое, тепловое).
Получается, что каждый раз, когда дано одно вещество, приходится добавлять второе вещество и поле. Зачем?
Ответить на этот вопрос нетрудно: чтобы поле через второе вещество воздействовало на первое вещество или, наоборот, чтобы первое вещество через второе давало на выходе поле, несущее информацию.
В самом деле, очевидно, что нет ноля, которое умело бы обнаруживать маленькие капельки фреона или масла. Но есть ультрафиолетовое излучение, которое легко обнаруживает даже ничтожные количества люминофоров, и вот мы вводим эту пару — поле и второе вещество, связывающее поле с первым (исходным) веществом.
Обозначим поле буквой П, первое вещество б! второе вещество— В2 Связи будем обозначать стрелками. Тогда для задачи 9 можно написать схему решения (двойная стрелка направлена от «дано» к «получено»):
У задачи 10 такая же схема решения, но вещество В2 само создает поле, зависящее от состояния В2, которое, в свою очередь, зависит от состояния Вь Соответственно схемы решения задач 11 и 12 запишем так: В решениях взятых нами задач присутствуют три «действующих лица»: вещество Вь которое надо менять, обрабатывать, перемещать, обнаруживать, контролировать и т. д.; вещество В2 — «инструменту осуществляющий необходимое действие; поле П, которое дает энергию, силу, т. е. обеспечивает воздействие В2 на В] (или их взаимодействие). Нетрудно заметить, что эти три «действующих лица» необходимы и достаточны для получения требуемого в задаче результата. Само по себе поле или сами по себе вещества никакого действия не производят. Чтобы сделать что-то с веществом В] нужны инструмент (вещество В2) и энергия (поле П).
Можно сказать иначе. В любой изобретательской задаче есть объект: в задаче 9 — капельки жидкости, в задаче 10 — полимер и т. д. Этот объект не может осуществлять требуемого действия сам по себе, он должен взаимодействовать с внешней средой (или с другим объектом). При этом любое изменение сопровождается выделением, поглощением или преобразованием энергии.
Два вещества и поле могут быть самыми различными, но они необходимы и достаточны для образования минимальной технической системы, получившей название веполь (от слов «вещество» и «поле»).
Вводя понятие о веполе, мы используем три термина: вещество, поле, взаимодействие (воздействие, действие, связь). Под термином «вещество» понимаются любые объекты независимо от степени их сложности. Лед и ледокол, винт и гайка, трос и груз — все эго «вещества». Взаимодействие — всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Четкую характеристику взаимодействия дал Ф. Энгельс: «Взаимодействие— вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания. Мы наблюдаем ряд форм движения: механическое движение, теплоту, свет, электричество, магнетизм, химическое соединение и разложение, переходы агрегатных состояний, органическую жизнь, которые все — если исключить пока органическую жизнь — переходят друг в друга, обусловливают взаимно друг друга, являясь здесь причиной, там действием...» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 544).
Сложнее обстоит дело с определением понятия поля. В физике полем называют форму материи, осуществляющую взаимодействие между частицами вещества. Различают четыре вида полей; электромагнитное, гравитационное, поле сильных и слабых взаимодействий. В технике термин «поле» используют шире: это пространство, каждой точке которого поставлена в соответствие некоторая векторная или скалярная величина. Подобные поля часто связаны с веществами — носителями векторных или скалярных величин. Например, поле температур (тепловое поле), поле центробежных сил, мы будем применять термин «поле» очень широко, рассматривая наряду с «законными» физическими полями и всевозможные «технические» поля – тепловое, механическое, акустическое и т.д.
В решении задачи 12 тепловое поле действует на В2, меняя механическое взаимодействие между В2 и В1;
П
В2 В1
Может возникнуть вопрос: почему тепловое поле показано в формуле веполя, а механического поля взаимодействия между В2 и В1 в формуле нет? Разумеется можно было бы записать и так:
П1
В1 В2
П2
где П1 – тепловое поле, П2 – механическое поле
В вепольных формулах обычно записывают только поля на входе и выходе, поля которыми по условиям, данной задачи можно непосредственно управлять, вводить, обнаруживать, изменять, измерять. Взаимодействие между веществами указывают без детализации вида взаимодействия (тепловое, механическое)
Принятые обозначения
- Веполь (в общем виде) ;
-Действие или взаимодействие
-Действие
- - -Действие или взаимодействие, которое надо ввести по условию задачи
П -Поле на входе «поле действует
П -Поле на выходе «поле хорошо поддается действию
П’ -Состояние поля на входе
П’’ -Состояние того же поля на выходе
В вепольных формулах вещества надо записывать в строчку, а поля сверху и снизу; это позволяет нагляднее отразить действие нескольких полей на одно и то же вещество.
На первых порах представление технических систем в виде веполей наталкивается на чисто психологические трудности. Нечто подобное наблюдается при освоении ребенком понятия «треугольник». Почему три яблока, лежащие в сумке, это не треугольник, а те же три яблока, расположенные на столе, образуют треугольник? Почему три точки дают треугольник и три дома тоже дают треугольник, хотя точки очень маленькие, а дома очень большие?.. Эти затруднения довольно быстро преодолеваются.
Кстати, об аналогии с геометрией. Треугольник — минимальная геометрическая фигура. Любую более сложную фигуру (квадрат, ромб, четырехугольник и т. д.) можно свести к сумме треугольников. Именно поэтому изучение свойств треугольника выделено в особую науку — тригонометрию Веполь — система из трех элементов В] В2 и П — играет в технике такую же фундаментальную роль, какую треугольник играет в геометрии. Точно так же, зная правила построения и преобразования веполей, можно легко решать многие трудные изобретательские задачи.
Первое правило, с которым мы уже познакомились, состоит в том, что неве-польные системы (один элемент — вещество или поле) и неполные вепольные системы (два элемента — поле и вещество, два вещества) необходимо — для повышения эффективности и управляемости — достраивать до полного веполя (три элемента — два вещества и поле).
Выше была приведена задача 3 о разделении щепы древесины и коры. В ней даны два вещества, и, следовательно, для достройки веполя необходимо ввести поле. Огромное поисковое пространство резко сужается; нужно рассмотреть всего несколько вариантов. В сущности, если отбросить поля сильных и слабых взаимодействий (в данной задаче они явно ведут к слишком, сложным решениям), остаются два «законных» поля: электромагнитное и гравитационное. Учитывая ничтожную разницу в удельном весе щепок, следует сразу отбросить и гравитационное поле. Остается одно поле—электромагнитное, Поскольку магнитное поле не действует на кору и древесину, можно сразу ставить решающий эксперимент:
поле (экранирование, замыкание магнитных линий шунтом – перемычкой
между полосами).