МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.

Область применения метода.Метод обратной МА ориентирован на реше­ние первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении

1. Если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале пред­ставляет всех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее из­лагают правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как. в спе­циальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, например такими замечаниями:

Представьте себя на месте того-то.

Что бы вы. сделали, если бы сами отвечали за это дело?

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюденное участниками всех пра­вил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими заме­чаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном, поле.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, за­полнять паузу поощрительными репликами.

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в слишком уз­ком и слишком практическом направлении, своими идеями или репликами расши­рять сферу поиска.

6. Ведущий, должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько вре­мени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который вы­сказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, например, такими восклицаниями:

-Неужели ничего не найдем в последние три минуты?!

-Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?! .

МА — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как ост­роигровой хоккейный матч. Поэтому не может быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути по­вышения результативности сеанса МА. Например, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообра­зуясь, конечно, с составом участников.

Организация проведения МА.Приглашать на совещание (сеанс МА) же­лательно за 2—3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5—2 ч. Со­вещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты вре­мени на отдельные мероприятия:

представление участников совещания друг другу и ознакомление их с пра­вилами проведения сеанса МА (5—10 мин);

постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10—15 мин);

проведение МА (20—30 мин);

перерыв (10 минут);

составление отредактированного списка идей (30— 45 мин).

рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отно­шения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т, д.).

Творческая группа — это дружная сыгранная команда, члены которой вза­имно дополняют друг друга.

Правила для участников сеансаМА. Их можно сформулировать следующим образом,

1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпоч­тение количеству, а не качеству идей, Свои идеи высказывайте короткими пред­ложениями.

2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных, идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консерва­тивные мысли, ядовитые шутки. Например:

- Так еще никогда не делали!

-А что скажет директор?

-Для практики это не годится!

-Это же чепуха и бред сивой кобылы!

и т. п.

Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.

3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо не­практичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическо­му логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.

4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.

5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шу­тить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА — это особое психологическое состояние людей, ко­гда думается без волевых усилий и принимается во внимание «все,, что придет в голову». Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека — самый мощный аппарат творческого мышления.

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансеМА, Успех и результа­тивность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведуще­го), который осуществляет оперативное управление. МА/ Ведущим чаще всего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Кроме того, на ведущего возлагаются следующие обязанности.

КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ

Изложенные методы прямой и обратной МА могут быть совместно исполь­зованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.

Двоимая прямая мозговая атака.Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее заключается в том, что после проведения прямой МА делается пе­рерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА.

Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же зада­че часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтези­рующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития тех­ники).Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повто­ряющийся цикл: существующее изделие — выявление недостатков — устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса, изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков; и разрабатывают эскиз но­вого технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.

Для увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повто­рить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.

Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков тех­нического объекта).Указанную в предыдущем параграфе закономерность разви­тия техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интере­сующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эски­зы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выяв­ляют возможные недостатки этих технических решений.

В целях увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных бу­дущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению, к которым еще раз выполняется обратная МА.