МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Область применения метода.Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении
1. Если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале представляет всех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее излагают правила для участников сеанса МА.
2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как. в специальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, например такими замечаниями:
Представьте себя на месте того-то.
Что бы вы. сделали, если бы сами отвечали за это дело?
3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюденное участниками всех правил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном, поле.
4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, заполнять паузу поощрительными репликами.
5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в слишком узком и слишком практическом направлении, своими идеями или репликами расширять сферу поиска.
6. Ведущий, должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который высказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, например, такими восклицаниями:
-Неужели ничего не найдем в последние три минуты?!
-Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?! .
МА — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как остроигровой хоккейный матч. Поэтому не может быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути повышения результативности сеанса МА. Например, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообразуясь, конечно, с составом участников.
Организация проведения МА.Приглашать на совещание (сеанс МА) желательно за 2—3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.
Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5—2 ч. Совещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты времени на отдельные мероприятия:
представление участников совещания друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса МА (5—10 мин);
постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10—15 мин);
проведение МА (20—30 мин);
перерыв (10 минут);
составление отредактированного списка идей (30— 45 мин).
рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т, д.).
Творческая группа — это дружная сыгранная команда, члены которой взаимно дополняют друг друга.
Правила для участников сеансаМА. Их можно сформулировать следующим образом,
1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей, Свои идеи высказывайте короткими предложениями.
2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных, идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консервативные мысли, ядовитые шутки. Например:
- Так еще никогда не делали!
-А что скажет директор?
-Для практики это не годится!
-Это же чепуха и бред сивой кобылы!
и т. п.
Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.
3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.
4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шутить над неудачными идеями других.
Настоящий сеанс МА — это особое психологическое состояние людей, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание «все,, что придет в голову». Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека — самый мощный аппарат творческого мышления.
Обязанности ведущего (руководителя) в сеансеМА, Успех и результативность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведущего), который осуществляет оперативное управление. МА/ Ведущим чаще всего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Кроме того, на ведущего возлагаются следующие обязанности.
КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ
Изложенные методы прямой и обратной МА могут быть совместно использованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.
Двоимая прямая мозговая атака.Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее заключается в том, что после проведения прямой МА делается перерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА.
Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же задаче часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития техники).Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повторяющийся цикл: существующее изделие — выявление недостатков — устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса, изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков; и разрабатывают эскиз нового технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.
Для увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повторить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.
Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков технического объекта).Указанную в предыдущем параграфе закономерность развития техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интересующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эскизы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выявляют возможные недостатки этих технических решений.
В целях увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных будущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению, к которым еще раз выполняется обратная МА.