Лекция 1. Введение. Цели и задачи курса, его значение в повышении уровня техники и технологии. Понятие жизненного цикла машин. Жизненный цикл и управление качеством машин.

Тема 1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

ОКТЯБРЬСКИЙ, 2004

И ОПЫТНО КОНСТРУКТОРСКИХ

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

МЕТОДОЛОГИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛЕКЦИИ

РАБОТ»

 

История развития человечества- это прежде всего история изобретения, создания и совершенствования различных изделий и технологий. Систематическое использование и обработка нашими далёкими предками камня и палки, начавшееся около миллиона лет назад, технология добывания и использования огня, возникшая примерно 100 тыс.лет назад, лук и стрелы с кремниевым наконечником, появившиеся около 100 тыс.лет назад повозка с колесами, выплавка бронзы, водяное колесо, токарный станок, скрипка, паровая машина, космический аппарат, искусственное сердце и многое другое - все это результаты удивительного мучительного и величественного процесса, называемого творчеством.

Тысячи известных и безименных изобретателей и рационализаторов пародили не-

объятый теперь мир техники и технологий. Этот мир действительно велик. Только в нашей стране номенклатура выпускаемых изделий превышает 20 млн. единиц.

Цели и задачи настоящей учебной дисциплины – обучение навыкам постановки и решения задач поиска (изобретения) новых, более эффективных конструкторско-технологических решений, в том числе решений превосходящих мировой уровень. Такие задачи возникают при разработке новых машин, приборов, технологического оборудования и технологий, при выполнении плановых работ по реконструкции и модернизации. Решение проблемы интенсивного развития экономики выдвинуло большое число дополнительных творческих инженерных задач, связанных с экономией трудовых ресурсов, сырья, материалов и энергии.

Другая не менее важная цель изучения дисциплины – подготовка к овладению интенсивной технологией инженерного творчества, основанной на использовании методов ИТ (инженерного творчества) специально подготовленной информации и вычислительной техники.

Почему с возрастающей настойчивостью ставится вопрос массового обучения молодежи методом ИТ?

В возрасте до 20-25 лет значительно легче формируется творческая личность, осваиваются психология и методология ИТ нежели после 30 лет. Известно, что революционные идеи создания новых высокоэффективных машин, аппаратов, приборов и технологий чаще выдвигают и разрабатывают люди до 30 лет. Ускорение научно-технического прогресса, экономическая мощь страны находятся в прямой зависимости от её творческого потенциала , т.е. от числа творчески работающих конструкторов, технологов, ученых.

Заметим, что среди всех инженеров, техников и рабочих без обучения методом ИТ результативно занимаются ИТ не более 20%, т.е. абсолютный прирост кадрового потенциала в соответствии с приведенными данными нужно умножить на коэффициент 0,1-0,2.

Несоответствие между нормальным ростом объема работ и качеством подготовки инженерных кадров пародило ряд негативных последствий в первую очередь снижение качества многих новых идей.

В ближайшем будущем наиболее высокие темпы технического прогресса будут в тех сторонах, в которых объем работ по ИТ в наибольшей мере приближается к нормальному росту.

Может ли каждый научиться изобретать?

По мнению ряда авторитетных педагогов обучение ИТ заметно повышает творческий потенциал каждого человека. Конечно у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми творческий потенциал остается относительно более высоким. Здесь вполне можно провести аналогию со спортом. Каждого здорового человека можно научить достаточно хорошо играть в волейбол или шахматы, но у спортсменов, имеющих природные данные, результаты будут выше.

Если говорить конкретнее, то основная цель обучения заключается в выявлении и раскрытии творческих наклонностей и способностей о которых многие обучаемые не подозревают.

Для людей, имеющих слабые природные задатки обучение дает в руки инструменты и навыки, которые позволяют успешно решать довольно широкий круг творческих инженерных задач.

Таким образом, необходимость массового обучения молодежи ИТ кроме всего прочего сильно связано с поднятием престижа инженера, популярности инженерного труда. Дело в том, что многие инженеры , не умея ставить и решать творческие задачи, вынуждены заниматься утомительной и неинтересной рутиной работой.

Настоящий курс направлен на изучение трех эвристических методов ИТ ( методы мозговой атаки, эвристических приемов, морфологического анализа и синтеза ). Существуют также три компьютерных метода ( методы синтеза технических решений, синтеза физических принципов действия, математического

программирования ).

Какие принципиальные отличия имеют эти методы?

В 1977 г. было проведено условное разделение между эвристическими и компьютерными методами ( с помощью первых решают задачи технического творчества, с помощью вторых- задачи поискового конструирования ).

К задачам технического творчества были отнесены такие, при которых человек решает поставленную задачу способом «проб и ошибок» или с помощью эвристических методов без использования ЭВМ.

К задачам поискового конструирования отнесены такие задачи, которые человек решает с использованием ЭВМ.