Мейнстрим

Мэйнстрим

Mainstream – в переводе с английского означает “Главное течение”. Применительно к истории джаза этот термин имеет разное толкование. Иногда можно встретить мнение музыковедов, считаюших мэйнстримом всю музыку американских черных джазменов, начиная с рэгтайма и диксиленда, включая свинг, и до наступления времени бибопа. Я в своей классификации стилей, лежащей в основе данной серии СД-РОМов по истории джаза, придерживаюсь несколько иного мнения. Под рубрикой “мэйнстрима” я помещаю записи звезд-импровизаторов эпохи свинга, сделанные ими в так называемых “комбо”, то есть в малых составах, а не с биг-бэндами. Дело в том, что, работая в большом оркестре, солист-импровизатор не имел возможности играть длинные соло, где он мог бы выложиться до конца. Форма пьес, оркестрованных для биг-бэнда, требовала от солистов лаконичности. Таким образом, джазмены, рожденные, чтобы импровизировать, искали возможности поиграть от души еще где-нибудь. Но, в 30-е и 40-е годы, во время бума биг-бэндов для малых составов не было еще такого раздолья, какое наступило с приходом бибопа в 50-е годы.

 

Пианист Дюк Эллингтон

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хоукинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон и другие. Сами руководители биг-бэндов — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших название «комбо», в рамках которых было гораздо больше простора для импровизаций. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение. Некоторых из самых прекрасных исполнителей этой эпохи можно было услышать в прекрасной форме на джемах 1950-х, когда аккордная импровизация уже получила преимущественное применение по сравнению с методом раскрашивания мелодии, характерная для эпохи свинга. Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970-х и 1980-х, мейнстрим впитал в себя элементы кул-джаза, бибопа и хард-бопа. Термин «современный мейнстрим» или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.

 

Грандж (Grunge)

Одним из наиболее заметных явлений Альтернативной музыки рубежа 80-90-х стал грандж (grunge), сконцентрировавший в себе все деструктивное, что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле. В числе его предшественников можно выделить такие культовые группы как Black Sabbath, Stooges, и даже King Crimson образца 1974 года - они наделили грандж грязным мрачным тяжелым гитарным звуком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавили гранджу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, безбашенную эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка "гнусавой" окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах - вот что стало отличительными особенностями классических гранджеров. Вместе с тем грандж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранджа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.

В середине 80-х грандж начинался как сугубо локальное течение (его родина - американский город Сиэтл), но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Пионерами данного направления были Green River, The Melvins (Абердин - Сиэтл), Mudhoney, Soundgarden, L7 (Лос-Анджелес). Они были более тяжелыми и трудноперевариваемыми, нежели вторая волна, начавшаяся с прорывом Nirvana. Именно вторая волна ознаменовала настоящий триумф гранджа, когда сиэтлская Nirvana стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории рока. Nirvana была более мелодична, чем ее предшественники, она же добавила к характеристикам жанра старт-стоп динамику песен. Среди соратников и последователей Nirvana следует назвать в первую очередь обладающих абсолютно самостоятельными творческими манерами Pearl Jam и Alice in Chains. Идеи гранджа оказались близки Smashing Pumpkins и другим командам.
"Водораздельную" роль в истории гранджа (и всей Альтернативы) сыграл диск Nirvana Nevermind (1991), получивший бешеный коммерческий успех. В этом же году на вершины чартов взлетел и дебютный диск Pearl Jam, также считающийся одним из величайших альбомов гранджа. Впрочем, лидер группы Nirvana Курт Кобейн (Kurt Cobain) вряд ли предполагал, что его песни будут иметь столь оглушительную популярность, и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие внешнего статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин самоубийства этого талантливого музыканта в апреле 1994 года. Фактически Nirvana, а с нею и классический грандж прекратили существование еще до этой трагедии. Однако идеи гранджа не были забыты, развиваясь с середины 90-х в русле "радио-дружественного" пост-гранджа. Некоторые из грандов стиля в данной ситуации почли за честь прекратить существование (Alice in Chains, Smashing Pumpkins), иные же продолжают действовать, пытаясь найти новые пути самовыражения (Pearl Jam, Mudhoney).