Семидесятые годы: Фанк
Шестидесятые годы: Классический соул
Развитие британского ритм-энд-блюза: 1950-60-е годы
Музыкальная сцена Англии вплоть до 1964 года находилась в тени Америки, однако уже тогда и на протяжении десятилетия в Англии развивался блюз, не имевший, однако, огромной армии поклонников и исполнявшийся в основном в небольших клубах для немногочисленных ценителей. Центром английского блюза был Лондон, где сосредоточились основные ритм-энд-блюзовые группы. Главными пропагандистами и музыкантами этого направления были Алексис Корнер и Джон Мейолл. Первый основал группу Blues Incorporated, с которой сотрудничало множество музыкантов, ставших впоследствии мировыми знаменитостями. Среди них — Дик Хекстэлл-Смит, Чарли Уоттс и Мик Джаггер, Грэм Бонд, Джек Брюс, Джинджер Бэйкер, Роберт Плант, Ли Джексон и многие другие. Джон Мейолл был лидером группы The Bluesbreakers, особенностью которой была постоянная смена состава. Через The Bluesbreakers прошли Эрик Клэптон, Питер Грин, Мик Флитвуд и Джон Маквай, Мик Тэйлор, Энсли Данбар и др.
Основная статья: Соул
К началу 1960-х годов в качестве основного направления популярной музыки в США и Европе утвердился рок-н-ролл с его разнообразными ответвлениями. На смену эмоциональному накалу, свойственному раннему рок-н-роллу, пришла гладкая сентиментальность белых исполнителей вроде Пэта Буна и братьев Эверли. В противовес этому новатор ритм-энд-блюза Сэм Кук создал особый исполнительский стиль, который фиксировал спонтанность, непосредственность лирического чувства. Атмосферу импровизации, присущую живым выступлениям, передавала и музыка Рэя Чарльза, обогащённая элементами госпела и джаза.
Индивидуализированная, более эмоциональная манера ритм-энд-блюза — её родоначальниками считаются Чарльз и Кук — получила название «соул» (буквально — «душа»). Этот термин получил такое широкое хождение, что более широкое понятие «ритм-энд-блюз» на несколько десятилетий вышло из употребления за пределами США. Величайшими мастерами классического южного соула были Арета Франклин и Отис Реддинг, творчество которых тесно связано с борьбой чернокожих за свои гражданские права.
На севере США, в Детройте, возникло коммерческое направление соула — так называемый «мотаун», наречённый по имени лейбла Motown, который выпускал лёгкие и ритмичные композиции в исполнении Смоуки Робинсона, Дайаны Росс, Стиви Уандера и Марвина Гея. Одну из самых ярких страниц в историю ритм-энд-блюза вписал продюсер Фил Спектор, который в начале 1960-х изобрёл революционную технику студийной записи, получившую название «стена звука», и применял её, работая с вокалисткой Тиной Тёрнер («River Deep Mountain High») и дуэтом The Righteous Brothers («You’ve Lost That Lovin' Feelin'»).
Несмотря на то, что она требовала неслыханных ранее затрат времени и средств, предложенная Спектором техника вышла далеко за пределы ритм-энд-блюза, в частности, была применена им при записи последних альбомов The Beatles и первых сольных дисков бывших участников этого коллектива.
Основная статья: Фанк
К концу шестидесятых годов в рамках ритм-энд-блюза выделяется направление утяжелённой танцевальной музыки — «фанк». Первые записи в этом стиле принадлежат Джеймсу Брауну («I Feel Good»), однако дальнейшее развитие этой музыки неразрывно связано с именами Слая Стоуна и Джорджа Клинтона. Электризированный клубный фанк, одним из характерных представителей которого был Айзек Хейс, дал в середине 1970-х начало музыке имя «диско».
Между тем в течение 1970-х продолжалось развитие соула, который подобно фанку постепенно перестаёт быть музыкой чернокожих. The Righteous Brothers открыли дорогу к соулу для множества белых исполнителей, в первую очередь, британских: Дасти Спрингфилд, Вана Моррисона, Джо Кокера. Предельно размыта грань между ритм-энд-блюзом и рок-музыкой в раннем творчестве Элтона Джона и в некоторых записях Дэвида Боуи. В США исполняемый белыми ритм-энд-блюз (в частности, британский) иронически именуют «голубоглазым соулом».
Более классическое направление в ритм-энд-блюзе представляли талантливые вокалисты Эл Грин, Лу Роулз, Дайон Уорик, Роберта Флэк и Натали Коул, тогда как две главные звезды лейбла Motown — Стиви Уандер и Марвин Гей — добились значительной творческой самостоятельности и выпустили в середине 1970-х ряд экспериментальных альбомов, которые смели все существовавшие прежде художественные и цензурные запреты и условности, открывая современный период в истории ритм-энд-блюза.