Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
1. Выставка рисунков о животных.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений: «Кошка» Г. Сапгира или «Цап Царапыч» М. Пляцковского.
– Соедините названия животных и их возможные клички:
Мурка корова Цап Царапыч
Шарик собака Зорька
Бурёнка кошка Бобик
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать на уроке.
Скачет зверушка, Летом в болоте
Не рот, а ловушка. Вы её найдете.
Попадут в ловушку Зелёная квакушка.
И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о лягушках. Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
Чьи там крики у пруда:
– КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,
Надоела нам вода!
– О ком это стихотворение?
– Какие звуки помогли вам ответить на этот вопрос?
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстро и чётко:
На лесной опушке Хватит квакать,
Собрались лягушки. Хватит хвастать!
Квакают хвастушки, Не хвастайте, квакушки!
Хвастают лягушки. Не квакайте, хвастушки!
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите, сообразите, доскажите.
Голоса и движения животных
Заяц прыгает, а ласточка …
Червяк ползёт, а рыба …
Лошадь бегает, а змея …
Гусеница ползёт, а кузнечик …
Корова мычит, а лошадь …
Собака лает, а кошка …
Свинья хрюкает, а овца …
Курица кудахчет, а кукушка …
Мышь пищит, а лягушка …
Сорока стрекочет, а ворона …
Голубь воркует, а воробей …
3. Чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
го-ло-вас-ти-ка-ми – головастиками
хвос-ти-ка-ми – хвостиками
ля-гу-ша-та – лягушата
– Кого называют головастиками?
– Прочтите выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания.
– Какие слова помогают «услышать», как квакают лягушки?
– Какие слова помогают «увидеть», как скачут лягушки?
– Можно ли из стихотворения узнать о превращениях лягушек?
– Можно ли это стихотворение назвать весёлым?
4. Работа в парах.
– С какой интонацией надо читать это стихотворение?
– Прочтите выразительно друг другу стихотворение, соблюдая знаки препинания.
Физкультминутка
В дождь Вышли
Ботинки Прогуляться.
Без калош – А вернулись
Два весёлых Два уродца,
Братца – Две лягушки
Из болотца.
С. Прокофьева, Г. Сапгир