Известные рок-оперы

Немного об Авторах

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

  • «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось» Рыбникова,
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году),

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», «Преступление и наказание» Артемьева,
  • «Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Последнее испытание», «Мастер и Маргарита» Градского, «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи, молодых музыкантов из Иркутской области.

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

  • Иисус Христос — суперзвезда (1970) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • Томми (англ. Tommy, 1969) группа The Who
  • Квадрофения (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
  • Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1975) — Алексей Рыбников
  • Стена (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
  • Юнона и Авось (1980) — Алексей Рыбников
  • Zen Arcade (1984) — Hüsker Dü
  • Стадион (1985) — Александр Градский
  • Streets: A Rock Opera (1991) — группа Savatage
  • Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory (1999) — Dream Theater
  • Avantasia (2001) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • American Idiot (2004) — Green Day
  • Эльфийская рукопись (2004) — группа Эпидемия
  • Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена (2007) — группа Эпидемия
  • Выбор судьбы (2006)
  • Преступление и наказание (2007) — Эдуард Артемьев
  • Рипо! Генетическая опера (2008)
  • She (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
  • Equilibrio (2008) — Xystus
  • Последнее Испытание (2009)
  • Мастер и Маргарита (2009) — Александр Градский
  • Дорога без возврата (2009) — группа ESSE
  • Моцарт. Рок-опера (2009) (Dove Attia et Albert Cohen)
  • 21st Century Breakdown (2009) — Green Day
  • Человек-паук: Погасить тьму (2011) — Стэн Ли
  • Ангел Мести (2010) — группа Голос Неба