IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Как вы думаете, о ком оно?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
у-ви-да-ли – увидали
на-бра-ли – набрали
при-ня-лись – принялись
вы-су-ну-лась – высунулась
пе-ре-стань-те – перестаньте
ра-зум-на-я – разумная
– Объясните значение этих слов:
Шалун – проказник.
Забава – развлечение.
Разумная – обладающая разумом.
– Прочтите самостоятельно рассказ.
– Где играли мальчики?
– Кого они увидели в пруду?
– Для чего мальчики набрали камней?
– Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка.
– Чему учит этот рассказ?
– Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение?
2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Объясните значение слова «находка».
Находка – найденная вещь.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
спу-сти-лся – спустился
кро-шеч-но-го – крошечного
жа-лоб-не-е – жалобнее
сле-пень-кий – слепенький
смор-щи-лась – сморщилась
вы-про-сил – выпросил
ты-чет-ся – тычется
мор-доч-кой – мордочкой
под-ру-жил-ся – подружился
– Объясните значение этих слов:
Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.
Черепок – маленькое блюдце из глины.
Заранее подготовленные учащиеся читают произведения.
– От чьего имени написано произведение?
– Где мальчик нашёл щенка?
– Прочтите, как выглядел щенок.
– Почему щенок перестал плакать?
– Куда мальчик принёс щенка?
– Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка.
– Какую кличку дали щенку? Объясните почему.
– Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?
3. Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка».
– Сколько частей в тексте?
– С чего начинается рассказ?
– Прочтите его первую часть.
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите вторую часть.
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.
Запись плана на доске:
1. Находка.
2. Забота.
3. Благодарность.
– Подготовьте пересказ по плану.
4. Игры Деда Буквоеда.
Игра «Звездочёт».
– За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное – угадать, с какой буквы начать.