Предварительная сервировка столов.

Процесс обслуживания потребителей состоит из таких элементов : подготовка зала к обслуживанию, встреча и размещения потребителей, прием заказа, получение и подача блюд, расчет.

Подготовка к обслуживанию включает уборку зала, расстановка мебели, получения столовой посуды, приборов и сервировки столов. Посуда и приборы, которые используются в процессе обслуживания, тщательно проверяют. Для устранения следов капель воды, пальцев рук посуду перетирают сухим полотенцем до безупречной чистоты.

Сервировка стола является составной интерьера зала и имеет большое значение для создания соответствующего настроения потребителей.

Основные требования относительно сервировки столов: простота, практичность, соответствие посуды блюдам, которые подаются, эстетичная направленность согласно со стилем предприятия. Сервировка стола может быть предварительной и дополнительной.

Предварительная сервировка зависит от вида обслуживания и предусматривает размещение минимального количества предметов - только тех, которые могут быть использованы при дальнейшем выполнении заказа. К ним принадлежат приборы для специй, пирожковые тарелки, фужеры, столовые приборы нож, вилка, ложка, салфетки.

Дополнительная сервировка проводится официантом в зависимости от меню принятого заказа.

Сервировка стола проводится в определенной последовательности: стол накрывается скатертью, потом ставятся тарелки, раскладываются приборы, ставятся фужеры, салфетки, приборы для специй. Каждый элемент сервировки должен иметь на столе свое место.

Столы накрываются так, чтобы заглаженный центральный шов скатерти был размещен по оси вдоль стола, и обе стороны и находились на одном уровне от пола. Края скатерти должны свисать не меньше чем на 25-35 см от крышки стола, но не ниже сидения стула.

Сначала ставится закусочная тарелка точно напротив стула. Расстояние от тарелки до края стола должна составлять приблизительно 2 см (рис.). Если на тарелке есть эмблема ресторана, то она повернута к середине стола. При банкетной сервировки закусочная тарелка ставится на мелкую столовую. Между ними целесообразно положить салфетку, не закрывая эмблему (рис.). Пирожковая тарелка ставится с левой стороны от основной (мелкой столовой или закусочной) на расстоянии 5-10 см от нее в зависимости от количества приборов. Возможны разные варианты размещения пирожковой тарелки: нижние или верхние борта пирожковой и закусочной тарелок расположенные на одной линии, или центры обеих тарелок находятся на одной линии (рис).

Столовые приборы размещаются по правую сторону и по левую сторону от центральной тарелки: ножи ложатся по правую сторону лезвием к ней, вилки - по левую сторону зубцами вверх. Сервировка стола приборами официант всегда начинает с ножей, располагая их в направления слева направо: столовый, рыбный, закусочный. Вилки ложатся с левой стороны тарелки в направлении справа на лево: столовая, рыбная, закусочная (рис.). Потребитель в процессе принятия пищи пользуется приборами в обратном порядке.

Стол рекомендуется сервировать не больше чем тремя комплектами. В случае необходимости четвертый комплект (закусочные, нож и вилка) можно положить на закусочную тарелку и салфетку.

Десертные приборы располагают перед закусочной тарелкой в такой последовательности (от тарелки к центру стола): нож, вилка, ложка. Нож и ложка размещаются ручкой вправо, вилка - влево (рис.). Чаще при сервировке кладется только один из десертных приборов или в паре: нож ивилка, ложка и вилка (рис.). Приборы ложатся на небольшом расстоянии от тарелки и один от другого.

Фужеры устанавливаются в центре за тарелкой или сдвигаются вправо к линии сечения верхнего края тарелки с концом первого ножа (рис. 27).

Полотняная салфетка ложится на закусочную тарелку, бумажные салфетки ставятся в специальных подставках и вазах. Салфетки можно размещать также на пирожковой тарелке или непосредственно на скатерти между приборами (ножом и вилкой).

Вид предварительной сервировки стола зависит отвремени приема пищи. Различают сервировку для завтрака, обеда, ужина, банкета, чая, кофе.

Для сервировки стола для завтрака берется пирожковая тарелка, закусочные приборы, фужер для воды, кофейная или чайная сашка, салфетка . Однако в зависимости от условий работы ресторана также можно положить ножи для масла, чайную ложку, поставить закусочную тарелку, фужер (рис.).

При обслуживании в обеденное время вариант сервировки другой: закусочная и пирожковая тарелки, закусочные приборы, столовые приборы (нож, вилка, ложка), фужер, рюмка, полотняная салфетка (рис.).

В вечернее время сервировка дополняется еще одной рюмкой, а ложка убирается (рис.).

Для предварительной банкетной сервировки: мелкая столовая (можно без нее), закусочная, пирожковая тарелки, столовые (без ложки), рыбные и закусочные приборы, фужер, бокал, рюмка, салфетка высокой формы. Можно положить десертные приборы за центральной тарелкой (в зависимости от меню заказа) (рис.).

При сервировке стола для подачи чая или кофе чайное или кофейное блюдце ставится по правую сторону от основной (десертной) тарелки. Соответствующая чашка ставится на блюдце ручкой вправо. Кофейная или чайная ложка ложится на блюдце по правую сторону от чашки параллельно к ручки.

 

3. Аранжировка стола.

 

Проходят времена, когда праздничный стол удивлял гостей прежде всего обилием блюд и закусок. Сегодня для создания особой атмосферы праздника недостаточно одних только яств, пусть даже незнакомых и экзотических. “Вкус” современного банкета выходит за рамки гастрономических переживаний, а выбору банкетного зала и его оформлению уделяется самое пристальное внимание.

А какой же праздник без цветов? Без них не обходится ни скромный день рождения, ни грандиозная свадьба.

Канули в Лету те времена, когда украшением стола являлась вязанка полевых цветов, перевязанных домотканой лентой, небрежно брошенных в глиняный кувшин. Современный ресторанный бизнес нельзя представить себе без такой отрасли, как профессиональная аранжировка цветов.

Чем выше класс ресторана, тем требовательнее здесь относятся к интерьеру, в том числе и к цветочному оформлению. В дорогом ресторане никогда не увидишь искусственных цветов и искусственных зеленых уголков. Причем роскошные букеты каждый день должны удивлять своей свежестью. Хотя это вовсе не означает, что меняют их каждый день.

“Ресторанный букет” можно классифицировать по четырем группам:

- оформление зала;

- оформление стола;

- фуршетное оформление;

- букеты юбилярам.

В современном искусстве аранжировки нет строгих правил, так как это творческий процесс. Однако наметились общие принципы, которые помогают составлять красивые букеты и композиции. Вот основные из них:

- простота, лаконичность, тщательный подбор растительного материала по окраске, форме;

- свободное размещение цветов с использованием растений различной высоты;

- по возможности сохранение естественной формы и положения растений, а также использование наклонных, изогнутых, ломаных линий;

- предпочтение ассиметричному размещению в вазе, особенно низкой;

- четкость, красота и изящество;

- использование не только цветов, но и других компонентов – ветвей, трав, плодов и других.

При оформлении зала по законам флористики флористы, приходя в ресторан, в первую очередь обращают внимание на его архитектуру. Их интересует стиль, размер, форма зала и столов, цвет и свет. Немаловажно и расположение ресторана.

В дорогих ресторанах с большими залами часто можно встретить цветочные композиции посередине зала. Как правило, они стоят на каких-либо возвышениях и ни в коем случае не должны загораживать проход или мешать официантам. Не совсем грамотно располагать “зеленые уголки” у сцены. Если зал маленький, столы стоят плотно, то можно сделать потолочные композиции или прикрепить их к люстрам, соблюдая все правила противопожарной безопасности. Такое решение приятно удивляет гостей, создает более уютную и стильную атмосферу.

Специалисты утверждают, что только рациональное использование пространства с учетом его оптических и геометрических законов может создать подлинное ощущение красоты и гармонии.

В большом зале, нетерпеливо томящемся в ожидании торжества, цветочных композиций может быть немного, но они непременно должны поражать своим объемом, красочностью и великолепием. Приглашенным вряд ли запомнятся миниатюры с медитативно-изогнутыми линиями бледных растений в изобилии, но беспорядочно рассеянные по залу. “Шоковая терапия” – лучшее средство настроить участников праздника на нужный лад. И первый электрический разряд должен пронзить ваших гостей уже при входе в зал, давая им понять, куда и зачем они пришли. Оформление входа – прекрасный пример безграничных возможностей флориста. Это могут быть и напольные композиции, симметрично расположенные по обеим сторонам, и аркообразная гирлянда, обрамляющая вход в зал. Наиболее эффектно , особенно если речь идет о свадебном банкете, смотрится сооруженная на специальном каркасе арка, оплетенная зелеными растениями и цветами. Помимо эстетического содержания она несет в себе память о тысячелетних народных традициях – символизирует вступление молодых людей в новую жизнь. На Западе традиционным украшением на протяжении веков являются круглые венки, выполненные из цветов, веток, иногда фруктов и украшенные лентами. Прочная ассоциация формы венка с печальными событиями до сих пор закрывает дорогу этому виду украшения на отечественные свадьбы.

Оформление главного участника банкета – стола - варьируется в зависимости от его назначения (основной, фуршетный, сервировочный, винный), формы (круглый, овальный, квадратный), а также от самого расположения столов. Главное правило поведения для цветов – знать свое место. Цветы должны украшать стол, но ни в коем случае не превращать его в подиум выставки флористов, отвлекая внимание гостей от праздничных блюд и, что гораздо важнее, от сотрапезников и потенциальных собеседников. “Рабочий” букет на столе не должен быть высоким.Самый высокий цветок – не выше уровня глаз. Букет создает настроение, но не мешает общаться и видеть глаза собеседника. Максимально допустимая высота композиций 15-20 см. Невысокие, овальные, а также стелящиеся композиции не мешают обзору и позволяют сидящим за столом непринужденно общаться, не утруждая себя отыскиванием собеседника в цветочных зарослях.

Особенности фуршетных столов – относительная свобода перемещения, а также то, что приглашенные, по крайней мере на первом этапе, за ним стоят, - позволяют композициям подрастать до 40 см. Фуршетная композиция может быть высокой или стоять “на ножке”. Ее можно располагать как на столе, так и на полу. Если она стоит на столе, то ее вытянутость вверх экономит много полезного места.

Сервировочные и винные столики украшаются, как правило, небольшими композициями, в которых наряду с цветами часто используются фрукты и овощи, столовая утварь (посуда, корзины) и всевозможные аксессуары.

Рабочие композиции обязательно должны сочетаться со стоящей рядом посудой и столовыми приборами.

Следует учитывать национальные особенности завсегдатаев ресторана и их отношение к цветам. Если в Японии хризантема – символ солнца и жизни, то у большинства европейцев она, так же как и каллы, ассоциируется с печалью и похоронами.

Устроители многолюдных торжеств, как правило, предпочитают наиболее внушительную П-образную форму расстановки столов. Не менее внушительно выглядит и традиционное оформление подобного стола. А поскольку его специфика подразумевает размещение сидящих лишь с одной стороны, внутренний край стола отдают в распоряжение флориста. В большинстве случаев в центре П-образного стола ставят отдельный стол, притягивающий восхищенные взоры приглашенных. Круговые гирлянды, многоярусные композиции, спускающиеся каскадом, оформленный цветами торт – все это позволит в полной мере вкусить все удовольствия праздника.

Цветочное оформление застолья, будь то чествование юбиляра или свадебный пир, имеет свою специфику. Особые требования предъявляются к самому живому материалу. Одни из цветов капризны, другие чувствительны, третьи непоколебимы ни при каких условиях и что бы ни случилось, будут стоять до конца.

Банкет помимо своей лицевой стороны имеет и оборотную. Табачный дым, духота, огромное количество людей, эмоции способны создавать невыносимую обстановку для цветов. В таких условиях не каждая “красавица” способна сохранить свою форму и привлекательность. Поэтому многим из них вход на подобные торжества раз и навсегда заказан. С розами сложнее. Для серьезных торжеств подбирают специальные, “морально устойчивые сорта”. Гербера, модница с огромными яркими лепестками, охотно используемые в букетах, на ресторанном столике может повести себя капризно.

Особые требования предъявляет застолье к ароматическим достоинствам цветов. Предпочтение отдается растениям с легким, едва уловимым ароматом. Ярко выраженный аромат таких цветов, как лилия, мотиола, делают их неприемлемыми.

Специалистами разработана целая система подготовки цветов к торжественному появлению на столах. Сначала цветы “отпаивают”, поместив в максимально благоприятные для них условия, обеспечив не только доступ к влаге, но и к специальному питательному раствору.

Современная технология изготовления цветочных композиций наряду с традиционными вазами нередко использует современный материал – биофлору. Он представляет собой своего рода губку, которая впитывает большое количество воды с добавлением питательного раствора. Цветы, закрепленные в биофлоре, не только получают максимальный доступ к влаге, но и легко принимают причудливые формы под рукой опытного мастера.

Каждый раз, приступая к оформлению банкетного зала, флорист должен стремиться не просто обеспечить присутствие на празднике цветов, но подчеркнуть значение, причину торжества. Именно это во многом определяет характер аранжировок. Так, спутниками свадебных торжеств традиционно считаются нежные, от чисто-белого до нежно-голубого или нежно-розового цвета и мягкие формы. Белый цвет – устойчивый символ чистоты, а сочетание белого с красным наиболее передает ощущение праздничности. Темные тона красного олицетворяют солидность, зрелость. Им придают значение при оформлении юбилеев и годовщин.

Однако, чтобы подчеркнуть особый характер торжества, флористы всего мира сегодня используют всевозможные тематические аксессуары. Имеются в виду закрепленные на проволоке разнообразные сердечки, ленты и банты, фигурки.

Еще один козырь флористов – оформление салфеток. Салфетки, на которые вместо традиционных колец надеваются цветочные кольца, способны любому столу придать очарование. И, конечно, свечи – от украшенных цветами высоких подсвечников до небольших, но очень эффектных композиций в низких креманницах с плавающей свечой и распустившейся розой. На Западе очень популярен ритуал: для каждого приглашенного изготавливаются небольшие бутоньерки, отвечающие общему оформлению зала и характеру банкета, которые прикалываются входящим и являются дополнением к их праздничному наряду.

 

 

4. Правила этикета поведения за столом

Обслуживая посетителей ресторана, официант непосредственно общается с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т.д. Он должен стремиться к тому, чтобы каждый из гостей чувствовал себя свободно и непринужденно, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения с ним, официантом, который ближе вторых работников ресторана соприкасается с гостем. Поэтому очень важны для официанта умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.

Этикет — это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются в тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу.

Правила этикета предусматривают, в частности, умение держат себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т.п., умение которым в одинаковой степени должны обладать и официанты и гости ресторана.

В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность. Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете, капнут на костюм соусом. Не, полагается тянуться через стол — положить блюдо на тарелку может официант.

Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капли, брызг, крошек. После еды салфеткой можно коснуться губ и вытереть ею кончики пальцев. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол. Детям салфетку заправляют за воротник.

Во время еды необходимо следить за собой, соблюдая сложившиеся правила. Неэстетичная манера есть вызывает раздражение в окружающих. Есть с аппетитом, не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков еды.

Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Данный порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.

Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать вот большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них, по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй и т.д. Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.

Существуют определенные правила и при пользовании столовыми приборами. Так, холодные закуски едят закусочными вилкой и ножом; горячие из кокотницы или кокильницы — кокотной вилкой или чайной ложкой; рыбу в горячем виде — рыбными ножом и вилкой; горячие мясные блюда — с помощью столового ножа и вилки; десертные блюда (пудинг, мороже-ное) — с помощью ложки; фрукты — с помощью фрук-товых ножа и вилки.

Ложку держат так, чтобы большой палец лежал сверху на ее ручке. Суп едят, черпая ложкой от себя, иначе можно забрызгать костюм. Зачерпывать надо столько жидкости, сколько, не пролив, можно поднести ко рту. Надо следить за тем, чтобы суп не стекал с ложки обратно в тарелку. Ложку подносят ко рту левым широким краем. Охлаждать суп, перемешивая ложкой, не полагается, лучше подождать, пока он немного остынет. Точно так же нельзя дуть в тарелку, чашку или ложку. Суп едят тихо, бесшумно; чтобы доесть его до конца, не возбраняется слегка приподнять левой рукой тарелку по направлению от себя. Окончив, есть суп, ложку надо оставить в тарелке. Точно так же поступают, не доев суп до конца. Клецки, фрикаделики в супе делят на части не ножом, а ложкой.

Если суповое мясо подается отдельно на блюде или в миске, нужно взять кусочек, нарезать его при помощи ножа и вилки и только после этого положить в тарелку с супом.

Гущу съедают одновременно с жидкостью. Добавляя себе суп, ложку оставляют в тарелке. Бульон и суп-пюре сервируют главным образом в чашке и едят обычно десертной ложкой, причем левой рукой держат ручку чашки. Из чашки допивают лишь остатки.

Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке. Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку. Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию. Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой.

Брать на вилку можно столько, сколько на нее умещается, не сваливаясь.

К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь). Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой. Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой. Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. Корочкой хлеба правой рукой можно положит на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки.

Ножом, которым режут мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда.

В соус или иное блюдо не стоит крошить хлеб. Не сумев съесть соус с основным продуктом — мясом, птицей, рыбой, лучше оставит его на тарелке.

Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положит кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево.

Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку рядом друг с другом. Это знак официанту убрать тарелку.

Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.

Птицу, дичь едят с помощью ножа и вилки. Однако разрезая мясо на куски, не стоит прилагать слишком больших усилий, так как отрезанный кусочек может легко выскользнуть из тарелки на скатерть.

Некоторые блюда, в частности спаржу, цыпленка-табака, раков, едят руками. После еды подается вазочка с теплой водой для мытья рук, в которую опускают кусочек лимона или лепестки розы. Одновременно официант подает салфетки для вытирания пальцев, а затем все убирает.

Раков, лангустов, омаров едят при помощи специального прибора, который состоит из коротенькой вилки с длинной ручкой и лопатки. Из туловища рака едят только мясо, находящееся в клешне. Затем рака переворачивают на спину, отделяют вот туловища шейка и вилкой выбирают мясо.

Нередко в ресторанах для удобства и для того, чтобы не испачкать руки, на косточку бараньей или свиной отбивной надевают бумажные папильотки. Придерживая за папильотку, легко срезать мясо с кости. Иногда на стол с левой стороны специально ставят небольшие тарелочки для костей (мясных и рыбных).

Рыбу в горячем виде (судак, лещ, карп) принято есть при помощи специального прибора, чтобы не подрезать кости. Тупое лезвие ножа, у этого прибора лопатообразная форма, а у вилки — четыре зубца. Если таких приборов нет, можно есть рыбу при помощи двух вилок. Едят рыбу одной вилкой, держа ее в правой руке и помогая себе кусочком хлеба в левой руке. Кости с помощью вилки складывают возле тарелки или на предназначенное для этой цели блюдечко или тарелочку.

Рыбную гастрономию — бок белуги, осетрину, семгу и другую рыбу — режут острым закусочным ножом.

Осетрину, белугу, севрюгу отварную и горячего копчения едят только вилкой.

С копченой рыбы сначала удаляют кожу, затем отделяют мясо вот костей. После того как верхняя часть съедена, рыбу переворачивают на другой бок и едят дальше. Рыбу, как и мясо, расчленяют маленькими кусочками. Когда вы едите рыбу, старайтесь не извлекать на глазах в всех кости изо рта.

Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель. Нарезают лишь поджаристую кожицу картофеля, так как она твердая для вилки. Картофель, сваренный «в мундире», придерживая вилкой, чистят ножом, находящимся в правой руке. Очищенный картофель кладут на тарелку, подставленную для этой цели.

Соус не наливают на картофель или овощи, так как вон предназначен для мяса или рыбы и вид картофеля или овощей становится неаппетитным. Соус нужно стараться есть с основной пищей так, чтобы он не оставался на тарелке.

Салаты, предназначенные в качестве дополнения к жаркому и сервированные каждому отдельно на маленьких тарелках, едят прямо из их, не перекладывая на большую тарелку. Жидкость от салатов не доедают ложкой, а оставляют в тарелке. Зеленый салат не режут — он должен быть уже нарезан на кухне. Салат, поданный в вазе, накладывают себе на тарелку ложкой и вилкой, приложенной к салату. Отдельно поданный нарезанный «розочками» редис с зеленью, а также сельдерей берут рукой и, обмакнув в соль на своей тарелке, откусывают. Остаток кладут на краешек своей тарелки или в предназначенную для этого маленькую тарелочку.

Бутерброды иногда едят с ножом и вилкой. Для приготовления бутербродов на свою тарелку кладут хлеб, масло, затем намазывают ломтик хлеба, который придерживают на тарелке двумя пальцами (хлеб не держат на ладони, так как это негигиенично). Колбасу, ломтики мяса и т.д. кладут на бутерброд вилкой.

Когда едят хлеб с медом, вареньем или повидлом, его нарезают сначала на полоски, берут на тарелку мед, повидло или варенье и намазывают на маленькие кусочки хлеба, затем откусывают. Полоску хлеба придерживают пальцами левой руки на тарелке.

Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; маленькие пирожки — держа пальцами. Если пирожки очень жирные, их можно есть также с ножом и вилкой.

Масло, если оно сервировано большим куском, берут специальным ножом (шарик или розочку, бочоночки из масла можно взять своим ножом). Кусочек масла кладут с правой стороны хлебной или десертной тарелки и лишь оттуда берут, чтобы намазать на хлеб или булку.

Горчицу и соль набирают специальными ложечками. Горчицу кладут на дно тарелки, а не на возле.

Яйца всмятку подают в яичной рюмке. Скорлупу легко разбивают ложкой! Осколки снимают пальцами и кладут в блюдечко, на котором стоит яичная рюмка. Затем осторожно снимают ложкой с яйца его верхушку так, чтобы не пролился желток. Яйца вкрутую чистят к конца, разрезают вдоль на две половинки и затем постепенно расчленяют вилкой.

Яичницу и омлет с ветчиной едят вилкой, находящейся в правой руке. В случае необходимости помогают кусочком хлеба, держа его в левой руке. Яичницу-глазунью едят ложкой из пластмассы или нержавеющей стали. Глазунью с большими кусками ветчины, которые нужно разрезать, едят ножом и вилкой.

Макароны измельчают обычно еще до подачи на стол. Если они длиннее, чем нужно, их следует расчленить вилкой. Ложка употребляется только для того, чтобы помочь намотать длинные макароны на вилку.

Пельмени едят вилкой целиком, чтобы из них не вытекал сок.

Колбасы и ветчину подают на стол нарезанными ломтиками, кожица должна быть предварительно снята. Ломтики кладут на свою тарелку вилкой, находящейся в общем блюде, но если в колбасы или ветчины кожица не очищенная, ее обрезают ножом, придерживая ломтик вилкой на своей тарелке.

В поданных на стол горячих колбасок (шпикачек) всю кожицу сразу не снимают, а делают это постепенно, по мере еды. Так шпикачка дольше сохраняется горячей. В тонких колбасах, таких как сосиски и охотничья, кожицу не снимают. Кожицу ливерной колбасы срезают постепенно, потому что если эту колбасу извлекать из оболочки полностью, она становится некрасивой. Кусочки колбасы прижимают вилкой к тарелке и ножом изнутри делают надрез, затем при помощи ножа снимают кожицу.

Кулебяки, пироги и кренделя, торты подают на стол нарезанными. Куски их кладут на свою тарелку лопаточкой, щипцами или большой вилкой. Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные — миндальные, ореховые, которые легко крошатся, — можно есть с помощью руки. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. От булочки с начинкой из крема или варенья, от кофейных булочек и т.п. откусывают, держа их в руке.

От печенья отламывают по кусочку и едят. Очень жирные кексы едят десертной вилкой.

Конфеты берут руками. За праздничным столом их кладут на свою тарелку, развертывают и тогда уже кладут у рот.

Лимон подают как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут возле блюдечка. Если лимон подан на стол расчлененным на дольки, «чесночком» — пальцами правой руки. При подаче некоторых блюд (например, рыбы, шницеля и др.) сок из ломтика лимона выжимается выпуклой стороной вилки.

Яблоко и грушу разрезают фруктовым ножом на тарелке вдоль на четыре или восемь частей. Затем их чистят и удаляют сердцевину. Эти куски больше не режут, а откусывают от их.

Персики и абрикосы едят по-разному. Большой персик берут в левую руку и надрезают по кругу к косточки, затем разламывают. Косточку удаляют ножом. При еде отрезают от половинок кусочки. Абрикос гораздо меньше персика, поэтому его не разрезают на куски, а кладут по половинке сразу у рот.

Большие сливы разламывают пальцами пополам и вынимают косточку. Мелкую сливу сжимают с концов так, чтобы она лопнула, а потом удаляют косточку.

Банан берут левой рукой за низ и надрезают верх ножом так, чтобы было удобно снять с него кожуру. Так как длинный банан без кожуры может сломаться, его сначала очищают рукой. Кожуру банана складывают на тарелку.

Ягоды обычно подают в вазе или уже разложенными на тарелочки порциями, иначе они легко мнутся (особенно клубника и малина). Их посыпают сахаром и едят чайной ложкой. В более торжественных случаях ягоды подают со взбитыми сливками.

Виноград едят, пальцами срывая ягоды с грозди. В рот кладут по одной ягоде. Семена и твердую кожицу осторожно опускают на тарелку.

Вишни и другие ягоды и фрукты с маленькими косточками едят как виноград.

Арбузы и дыни подают нарезанными с кожурой. Взятый с блюда толстый ломоть кладут на тарелку кожурой вниз, а фруктовым ножом и вилкой отрезают тонкий кусочек. Если арбуз и дыня несладкие, их при желании посыпают сахарной пудрой и фруктовыми ножом и вилкой (или чайной ложкой) едят мякоть до твердой кожи.

Манго разрезают на две части на тарелке, вынимают косточку и едят ложкой мякоть.

Ананас очищают и разрезают поперек на тонкие ломтики, кладут на тарелку или стеклянное блюдо. С блюда ломтик перекладывают на свою тарелку приложенной для этого вилкой. При желании его можно посыпать сахаром. Едят ананас фруктовыми ножом и вилкой или чайной ложкой.

Орехи никогда не щелкают зубьями, а раскалывают специальными щипцами. Содержимое вынимают из скорлупы пальцами и кладут у рот.

Если с кем-либо хотят поделиться плодом, его разрезают пополам и предлагают лучшую половину. Себя оставляют половину с хвостиком, сердцевиной или косточкой.

Отведав фрукт, вытирают руки бумажной салфеткой и кладут ее на фруктовую тарелку.

Компоты едят десертной ложкой. Косточки ложкой складывают на блюдце. Пока еда не окончена, ложку принято класть в вазочку с компотом, а по окончании ее кладут на блюдце. Жидкость всегда вычерпывают ложкой.

Апельсины и мандарины едят, подрезав кожуру и разделив мякоть на пять-шесть частей. От каждой из их постепенно отделяют по небольшой дольке. Таким образом апельсин можно есть, не пользуясь вилкой и ножом.

Пудинги, мороженое, кремы едят десертной ложкой. К ним принято подавать сухарики, печенье, слоеные булочки, которые берут руками. Муссы едят также десертной ложкой.

Чайная ложечка служит только для помешивания чая. Перемешав чай, кофе, ложку кладут на блюдце, а не оставляют в стакане или чашке.

 

 

Лекція 3.