Регулирование межэтнических отношений

Межнациональный конфликт

В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:

• от стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного затухания противоборства);

• содержания конфликтного опыта;

• идеологических установок в национальном сознании;

• множества других факторов.

- В чем может выражаться позиция этнического превосходства?

- Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью?

- Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху?

- Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что - преодолению? Перед вами документ. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.

Этика межнациональных отношений

Высший нравственный идеал т р е б у е т , чтобы мы л ю б и л и всех л ю д е й , к а к с а м и х с е б я , н о т а к к а к л ю д и

н е с у щ е с т в у ю т в н е н а р о д н о с т е й ( к а к и народность не с у щ е с т в у е т вне отдельных л ю д е й ) . . . то прямой л о г и ч е с к и й

вывод о т с ю д а есть тот, что мы д о л ж н ы любить в с е н а р о д н о с т и , к а к с в о ю с о б с т в е н н у ю . < . . . >

Т р е б о в а н и е л ю б и т ь д р у г и е н а р о д н о с т и , к а к с в о ю с о б с т в е н н у ю , вовсе не о з н а ч а е т п с и х о л о г и ч е с к о й о д и н а к о в о с т и чувства, а т о л ь к о э т и ч е с к о е р а в е н с т в о в о л е в о г о о т н о ш е н и я : я д о л ж е н т а к же хотеть истинного б л а г а в с е м д р у г и м н а р о д а м , к а к и с в о е м у с о б с т в е н н о м у . . . Р а з у м е е т с я , т а к а я э т и ч е с к а я л ю б о в ь связана с п о н и м а н и е м . . . п о л о ж и т е л ь н ы х о с о б е н н о с т е й . . . ч у ж и х н а ц и й , п р е о д о л е в . . . б е с с м ы с л е н н у ю и невежественную н а ц и о н а л ь н у ю в р а ж д у , мы н а ч и н а е м з н а т ь и ценить ч у ж и е н а р о д н о с т и . . .

Но эта «любовь о д о б р е н и я» не м о ж е т быть т о ж д е с т в е н н а с тою, к о т о р у ю мы ч у в с т в у е м к с в о е м у народу, как и самая и с к р е н н я я л ю б о в ь к б л и ж н и м , э т и ч е с к и равная л ю б в и к с а м о м у с е б е , н и к о г д а н е м о ж е т быть с нею психологически о д и н а к о в о ю . З а с о б о ю , з а с в о и м н а р о д о м о с т а е т с я н е и з м е н н о е п е р в е н с т в о исходной точки» (B.C. Соловьев).

Вопросы и задания

1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

2. Что означают слова «этическая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

3. Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению B.C. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции B.C. Соловьева.

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их решения?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать? (Примерный ответ. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений. Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов. Применение правовых механизмов. Организация переговорных процессов. Информационный способ, общественный диалог. Поддержка политики многокультурности. Решение социально-экономических вопросов.)