Понятие характера и типология характеров

И его отражение в психике

Ролевой уровень поведения

Тема 9

1. Понятие характера и типология характеров

2. Личность как система социальных ролей

3. Личность и профессия. Жизненный путь профессионала

 

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Характер – целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет предвидеть, как человек будет поступать в той или иной ситуации. Индивидуально и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся». С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, щедрость, бережливость и т.д.

Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими – отношениями иного уровня.

Характер рассматривается как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.

Характер – общественно-историческая категория. Основой его формирования являются общественно-исторические условия жизни человека с окружающей средой, прежде всего, социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит по-разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания. Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие.

В истории известны примеры объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания лица (физиогномика), от формы кисти рук и складок кожи (хиромантия).

На сегодняшний день в психологии единой типологии характера не существует. Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке психологии и психиатрии. К ним относят типологии характера П. Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, Е.А. Личко. Важное место в данной типологии характеров занимает понятие «акцентуации», которое является основанием для выделения типов. Акцентуация характера – это своего рода «заострение» его определенного свойства, которая сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий. Такое преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего человек инициирует однотипные конфликтные ситуации, ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимный –чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, всегда стремится в риску, авантюрам игнорирует замечания, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность;

3) циклоидный – характеризуется сменой фазы повышенной активности (гипертимности) фазой пониженной деятельности (субдепрессивности), поэтому смены настроения;

4) эмотивный- чрезмерная эмоциональность, чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, потому у него чаще пониженное настроение;

5) демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, ложь, хвастовство;

6) возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, склонность к хамству, неспособность контролировать свои эмоции;

7) застревающий (ригидный) – «застревает» на своих мыслях, чувствах, переживания, не может забыть обид, «сводит счеты», несговорчивость, склочность;

8) педантичный – выраженная занудливость, формализм, чрезмерная аккуратность;

9) тревожный (психастенический) – нерешительность, склонность к

бесконечным рассуждениям, мнительность в виде опасений за будущее, любовь к самоанализу, неуверенность в себе, робость, постоянное сомнение;

10) экзальтированный (лабильный) - очень частая смена настроения, словоохотливость, влюбчивость, повышенная отвлекаемость на внешние события, неспособность к сосредоточению;

11)шизоидный – погружен в себя, замкнут, сдержанно относится к другим людям, с трудом устанавливает контакты, внутренний мир закрыт для других и полон фантазиями и собственными переживаниями;

12)конформный – постоянно и чрезмерно приспосабливается к окружению, стремится быть как все, не любят выделяться и противостоять окружению, плохо переносят перемены, так как не могут к нему быстро приспособиться, предпочитают стабильное окружение и раз и навсегда установленный порядок.

Известный психолог К. Г. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны. Экстраверсия – ориентация во вне, на внешний социальный мир, характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, некоторой поверхностности и интереса к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь, ориентация на внутренний мир, может проявляться в замкнутости, отсутствии интереса к другим, склонности к самоанализу. Интроверты малообщительны, отдалены от общества, серьезно относятся к принятию решения, в своих поступках ориентируются на собственные представления. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.