Особенности познавательных процессов

Психические функции чувственного познания.

Чувственное познание

Тема 6

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание

Таким образом, в самосознании можно выделить когнитивный (знание о себе), оценочный (отношение к себе) и поведенческий (саморегуляция) компоненты. Самосознание обеспечивает внутреннюю согласованность личности, целостную интерпретацию опыта.

1. Психические функции чувственного познания. Особенности познавательных процессов

2. Эмоции и чувства

3. Приемы саморегуляции

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного. Представление о человеке как о разумном существе, как о субъекте познания позволяет исследовать форы, виды, средства и способы его познавательной деятельности.

Психология познания изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств, в результате которого у человека складывается образ, картина окружающего мира – мир в его непосредственной данности и многообразии.

Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов – памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.

Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ другого человека и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущения выполняют функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные ситуации или предметы, то ощущение доставляет нам сведения об отдельных элементах предметов и ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его форме, окраске).

Основные виды и свойства восприятия. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа – зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. В зависимости от участия в процессе восприятия других психологических образований выделяют эмоциональное и рациональное восприятие.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств: 1) предметность – отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности; 2) целостность выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры; 3) осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением – осознанием, осмыслением предмета или явления; 4) структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений; 5) константность – относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия; 6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает также действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от потребностей и мотивов человека. Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают следующие свойства внимания:

1) объем – количество объектов, на которых одновременно может удерживаться внимание. Обычно объем внимания у взрослого человека равен 4-6 объектам;

2) сосредоточенность – степень концентрации сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание;

3) распределяемость – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами;

4) устойчивость – общая направленность внимания в процессе деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость;

5) переключаемость – способность к переносу внимания с одного объекта на другой.

Различают следующие виды внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание – сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Эмоции, интересы и потребности субъекта способствуют появлению непроизвольного внимание.

Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимами слова произвольное являются слова активное, волевое. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании книги, если чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку сложно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, является память. Память – основа познавательной деятельности, она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит: от степени завершенности действий запоминания; от интересов и склонностей личности; от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя; от волевого усилия. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойст личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Выделяют следующие процессы памяти.

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Формы воспроизведения: узнавание проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта; воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта; припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач; реминисценция-отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Забывание– процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной, с другой – память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

В зависимости от длительности сохранения различают:

кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);

долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);

оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).

В соответствии с целями деятельности, в которую она включена память может быть:

произвольной – память, основанная на запоминании со специальной установкой;

непроизвольной – запоминание без специальной установки, специальная мнемическая задача отсутствует.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическую (запоминание без осмысления) и логическую (смысловую) память.

Выделяют специальные приемы для облегчения запоминания информации – мнемотехники. Так, например группировка материала, написание конспектов, составление таблиц, схем облегчает запоминание. Применяется также метод ассоциаций, рифмования, аббревиатур (сокращения по первым буквам фразы). Успех запоминания определяется также правильной организацией повторений. Лучший вид повторения – включение материала в последующую практическую деятельность.