Научные школы в психологии

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознаваемые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX века врачу-психиатру из Вены удалось создать метод выявления, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Разработан целый комплекс методов – анализ сновидений, оговорок, забываний, метод свободных ассоциаций – все они предполагаю активную работу психолога, так как полученный в них материал всего лишь основа для анализа. Отсюда и название метода и в целом направления – психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З. Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни человека. В частности, он утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию бессознательных сил, которые он назвал влечениями. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество. Поэтому часто человек не может дать адекватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не понимая истинных причин своего поведения.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Бихевиоризм как наука о поведении – направление, возникшее в США в начале XX века. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. По мнению представителей этой школы, предметом изучения может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Бихевиористы исключили сознание из психологии, хотя наличие сознания не отрицалось, но поскольку его невозможно непосредственно наблюдать, то оно не может быть предметом научного изучения. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы (S); ответные движения – реакции (R). Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление человека к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S-R). Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им. В представлении бихевиористов человек – реактивное существо - все его действия и поступки трактуются как реакции на внешние воздействия. Внутренняя активность человека не принимается в расчет. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций. Практически все поведение рассматривается как результат обучения и основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека. Данный подход предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.

Приблизительно в то же самое время, когда в Соединенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания. Видными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а потом изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках, но не в психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. Фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента в русском языке. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики. Однако, гештальтпсихологии сравнивали поведение скорее с музыкой, чем с математикой, в которой мелодия несводима к последовательности нот. В соответствии с этой концепцией, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии, в отличие от бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Гуманистическая психология возникла в США в 50 – 60 -е годы благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной реализации своих способностей. С самого начала гуманистическая психология противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как редукционистские и негуманные подходы к человеку. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Согласно гуманистически-ориентированным психологам, человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и способен управлять собственным развитием. Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Свобода воли и способность к независимому выбору имеют для гуманистов решающее значение. Они считают, что «реальный» мир человека таков, каким человек «хочет» его видеть.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Психологов данного направления интересует, как мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей, событий и формируем наши представления о себе и о мире. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.