Исторические этапы становления психологии как науки

Психология сравнительно молодая наука. Официальное оформление она получила чуть более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе и были связаны с анимизмом (лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н.э. понять природу человека отвергли примитивную идею о существе, заключенном внутри человека, но все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой.

Крупнейший мыслитель Древней Греции Демокрит утверждал, что душа состоит из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Душа – движущее начало, она материальна, то есть умирает со смертью тела. Иное представление о сущности души развивал Платон, который понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует в высшем мире – мире идей, где и познает идеи – вечные, неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает «вспоминать» виденное до рождения. Согласно представлениям Платона, «душа» обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей». Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа или «психе» - это «двигатель», позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к ментальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Так складывался исторически первый этап становления психологии как науки о душе. Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления – математические и одновременно механические – о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

С XVII века начинается новая эпоха или второй этап в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций. Развивается представление о психологии как науке о сознании. Сознанием называли способность человека чувствовать, думать, желать. Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Р. Декарт (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Дж. Локк (1632-1704) и др. Так, Рене Декарт пришел к выводу о полнейшем различии, существующим между телом человека и его душой: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Согласно его модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие. Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Этот декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им душа – надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. Локк также ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основным методом изучения считалась – интроспекция (буквально «заглядывание внутрь») наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века. История психологии как самостоятельной науки начинается в 1979 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Подобную лабораторию в России основал В. М. Бехтерев в 1885 году.

Развитие социальной и экономической сферы в 20 веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи, как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований. Появившиеся концепции, нередко противоречившие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства. Для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную судьбу. Третьи рассматривали его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой, к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие – эмоциональности, третьи – интеллекту или мышлению. Поэтому третий этап развития психологии как науки в начале XX века называют периодом открытого кризиса. Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются базовые категории психологической науки, появляются новые концепции. Однако многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально. Отрыв науки от практики привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология (см. далее).

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Это объясняется сложностью и многоаспектностью внутреннего мира человека, многогранностью его взаимосвязей с окружающим миром.

Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы XX века; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Современное состояние психологической науки, условно обозначаемое как четвертый этап – эклектика – сочетание различных школ и направлений. В общем виде психологию можно определить как науку о психике, изучающую ее проявления, закономерности и механизмы. Это научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.