Архитектура микропроцессора

Словарь важнейших понятий и терминов

Глава 17.

Глава 16.

Глава 15.

Глава 14.

Глава 13.

Глава 12.

Глава 11.

Глава 10.

Глава 9.

Глава 8.

Глава 7.

Глава 6.

Глава 5.

Глава 4.

Глава 3.

Глава 2.

Глава 1.

Вопросы для повторения

1. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

5. Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии.

6. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

7. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

8. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9. Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта.

12. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологических аспектов конфликта?

13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Берном и К. Томасом?

14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

15. Объясните отставание в развитии конфликтологии в Советском Союзе и причины ее быстрого развития в постсоветской России.

1. Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажите два возможных способа регулирования конфликта.

5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, временным параметрам, направленности, результатам и др.

6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

7. Покажите сходство и различие понятий “объект конфликтологии” и “предмет конфликтологии”.

8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конфликтологии.

9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 1) детерминизм, 2) системность, 3) развитие.

10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологией. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов исследования?

11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследования: 1) структурно-функциональный. 2) процессуально – динамический, 3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.

12. Покажите особенности разрешительного метода исследования конфликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на его основе.

13. Сравните понятия “методологическая эйфория” и “методологический нигилизм”.

1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дайте им оценку.

2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

3. Что является основой любого конфликта?

4. Объясните, существуют ли конфликты в неживой природе и животном мире?

5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.

6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объекта конфликта.

7. Сравните понятия: “объект конфликта” и “предмет конфликта”.

8 Что такое типология конфликтов?

9. Назовите основания, по которым можно классифицировать конфликты.

10. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

1. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

2. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

3. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

4. Что означает понятие “ранг оппонента”?

5. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов. организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

6. Что такое “среда конфликта”? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

7. Назовите основные личностные элементы конфликта.

8. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

9. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

10. Что означает понятие “акцентуированная личность”? Назовите основные характеристики акцентуированных личностей.

11. Сравните художественный и мыслительный типы личностей.

12. Назовите и охарактеризуйте идеальные типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

13. Проанализируйте типичные ошибки, приводящие к неадекватным оценкам и самооценкам.

14. Охарактеризуйте типы людей, трудных в общении.

15. Как влияет расхождение этических ценностей на возникновение конфликта?

1. Объясните, в чем суть причины конфликта?

2. Сравните причину конфликта и повод.

3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.

7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?

8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возникновения конфликта? Приведите пример.

9. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

10. Каким образом расхождение основных психологических доминант поведения личности может повлиять на возникновение конфликта?

11. Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оценки и восприятия?

Дайте определение функции конфликта.

Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.

3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?

4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?

5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.

6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?

7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

8. Каковы общие деструктивные функции конфликта?

9. Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

1. Объясните термин “динамика конфликтам. Каковы основные периоды и этапы динамики конфликта?

2. Дайте общую характеристику предконфликтной ситуации. Приведите ее примеры.

3. Какие последствия может иметь неадекватное осознание предконфликтной ситуации?

4. Лайте общую характеристику открытому конфликту. Назовите этапы развертывания открытого конфликта.

5. Охарактеризуйте инцидент как этап развития открытого конфликта. Каковы его основные характеристики?

6. Сравните повод конфликта и инцидент.

7. Охарактеризуйте эскалацию как этап развития открытого конфликта.

8. Что означает "создание образа врага” в конфликте и какова его роль в развитии конфликта?

9. Какой стадии конфликта присущи демонстрация силы, угроза ее применения и применение насилия? Объясните эти элементы динамики конфликта.

10. Охарактеризуйте завершение конфликта как последний этап развития открытого конфликта.

11. Дайте характеристику послеконфликтного периода динамики конфликта.

12. Что такое постконфликтный синдром? Приведите его примеры.

13. Почему совместную деятельность считают наиболее эффективным способом конструктивного решения межгрупповою конфликта?

1. Как понимали внутриличностный конфликт И. Кант, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский? Объясните высказывание Вл. Соловьева: “Стыжусь, следовательно, существую”.

2. Расскажите об истоках научного исследования внутриличностного конфликта.

3. В чем заключается специфика анализа внутриличностного конфликта 3. Фрейдом?

4. Расскажите о вкладе в теорию внутриличностного конфликта К. Левина,

5. Кому принадлежит понимание внутриличностного конфликта как диссонанса между “Я-концепцией” и идеальным “Я”?

6. В чем состоит сущность внутриличностного конфликта по А. Маслоу?

7. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения В. Франкла? Объясните понятие “экзистенциальный вакуум”и его отношение к внутриличностному конфликту.

8. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения А.Н. Леонтьева?

9. Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта.

10. Назовите основные характеристики внутриличностного конфликта.

11. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры конфликта потребностей, конфликта социальных норм и конфликта между потребностью и социальной нормой.

12. В чем состоит сущность мотивационного конфликта? Чем он отличается от нравственного конфликта? Приведите примеры того и другого,

13. Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.

14. К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека.

15. Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с другими видами конфликтов.

1. Какова самая общая причина внутриличностного конфликта?

2. Назовите внутренние причины конфликта, коренящиеся в противоречиях самой личности.

3. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?

4. К какому виду причин относятся: 1) противоречие мотивов, 2) физические преграды. 3) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения потребности личности?

5. Приведите примеры причин внутриличностного конфликта, состоящих: 1) в противоречии между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями. 2) в противоречии между производственными требованиями и личностными ценностями.

6. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?

7. Как влияют рыночные отношения на развитие внутриличностного конфликта?

8. Проанализируйте основные выводы о влиянии рыночных отношений на личность, сделанные К. Хорни и Э. Фроммом.

9. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь внешних и внутренних причин внутриличностного конфликта,

10. Назовите основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.

11. Объясните, что представляют собой стресс, фрустрация, невроз?

12. Объясните термин “невротический конфликт”.

13. Назовите основные формы клинических неврозов,

14. Назовите главные характеристики невротической личности.

15. Каковы основные позитивные последствия внутриличностного конфликта?

1. Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?

Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.

Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания самого себя?

4. Объясните, почему:

1) неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностного конфликта:

2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует предупреждению внутриличностных конфликтов:

3) уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.

5. Каковы типичные проявления неуверенности в себе?

6. Назовите этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов,

7. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

8. Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к разрешению внутриличностного конфликта?

9. Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?

10. Приведите примеры психологической защиты из философской и художественной литературы.

11. Когда начался научный анализ механизмов психологической защиты личности?

12. Объясните следующие механизмы психологической защиты личности: 1) вытеснение, 2) сублимация. 3) регрессия. Приведите примеры,

13. Объясните понятия “рационализация”, “проекция”, “замещение”. Приведите примеры.

14. Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация. 2) идентификация, 3) обособление, 4) воображение,

1. Дайте определение понятию “стресс”.

2. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?

3. Покажите отличие стресса от дистресса.

4. Надо ли убегать от стрессов?

5. Каковы основные причины профессиональных стрессов?

6. Всегда ли вредны отрицательные эмоции?

7. Что такое “поисковая активность” и какова ее роль в динамике стрессов?

8. Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?

1. Лайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.

2. Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?

3. Какие функции выполняет межличностный конфликт?

4. Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?

5. Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?

6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?

7. Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?

8. Какие формы поведения учителя провоцируют конфликт учитель — учитель?

9. Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?

10. Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?

11. Какие методы используются руководителем для разрешения конфликтных ситуаций?

12. Какие проблемы порождает завышенная самооценка? 13- Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющиеся возможности для их предупреждения.

1. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?

2. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.

3. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?

4. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?

5. Назовите типы производственных конфликтов.

6. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?

7. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.

8. В чем заключается специфика инновационного конфликта?

9. Назовите типы разрешения конфликта в организации.

1. Как меняет поведение человека факт его включенности в социальную группу?

2. Каковы основные особенности межгрупповых конфликтов?

3. Как вы понимаете институциализацию межгруппового конфликта?

4. Каковы проявления структурного насилия?

5. Что такое групповой фаворитизм?

6. Как объясняется принципиальная неизбежность межгрупповых конфликтов?

7. Сравните групповые потребности и индивидуальные.

8. Что составляет объект межгрупповых конфликтов? Какие стадии межгруппового конфликта обычно выделяют?

9. Какова общая направленность эволюции межгрупповых конфликтов в XX веке?

1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.

2. Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?

3. Что такое “группы интересов” и какова их роль в мире политических конфликтов?

4. Опишите отличительные особенности политических конфликтов.

5. Покажите отличия политических конфликтов в тоталитарных и демократических системах.

6. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.

7. Сравните понятия “этнический конфликт” и “национальный конфликт”.

8. В чем суть межэтнических конфликтов? Каковы их особенности?

9. Назовите причины обострения межэтнических конфликтов в конце XX в.

10. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.

1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?

2. Укажите основные трудности предупреждения конфликтов и условия вмешательства в его развитие.

3. Рассмотрите два уровня причин конфликта и способы их предупреждения. Каковы пределы и возможности этой деятельности?

4. Охарактеризуйте сотрудничество как универсальный способ предупреждения конфликтов. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.

5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.

6. Что понимается под стилем отношений в группе? Каковы признаки зрелости трудового коллектива?

7. В чем состоят основные принципы современного менеджмента и какова их роль в профилактике конфликтов?

8. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.

9. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов?

1. Каковы задачи управленческой деятельности и причины ограниченности ее возможностей? С чем связаны особые трудности управления конфликтами?

2. Перечислите основные тактики регулирования конфликтов. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются эти тактики?

3. Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

4. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

5. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

6. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

7. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических, стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

8. Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?

9. Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа “выигрыш — выигрыш”. Разъясните характер механизмов его осуществления: составление карты конфликта, организация специфических форм поведения и др.

10. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?

11. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.

12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства?

абстракция- мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

авторитет- общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.

агония- состояние, предшествующее наступлению смерти.

агрессия- повеление н конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.

адаптация- приспособление строения и функций организма к условиям среды.

адепт- ревностный приверженец какого-либо учения.

администрация- должностные лица, руководящий персонал какого-либо учреждения или предприятия.

антагонизм- непримиримое противоречие.

антагонист- сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.

альтруизм- бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

амбивалентность- двойственность переживания, выражающаяся н том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию.

антипатия- чувство неприязни, недоброжелательности.

антисемитизм- форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

апатия- состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением интересов,

арбитр- третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта.

арбитраж- способ разрешения споров, состоящий в обращении к арбитру.

аффект- сильное и относительное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. в основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

аффилиация- стремление человека быть и обществе других людей. тенденция к аффилиации возрастает при вовлечении индивида в потенциально опасную стрессовую ситуацию. в известных пределах близость других приводит к снижению тревожности, смягчая последствия стресса.

бессознательное- совокупность психических процесс on и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. бессознательное находит свое выражение в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях и других явлениях психической жизни человека.

внутриличностный конфликт- состояние внутренней структуры личности, выражающееся и противоборстве противоположно направленных мотивов, целей, интересов и желаний личности при невозможности их одновременною удовлетворения. всякий внутри личностный конфликт сопровождается отрицательными переживаниями и эмоциями, а ни достаточно глубокой стадии его развития он можем принести к появлению невротической личности.

взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

взаимодействие межличностное- личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установки.

вытеснение- один из видов "психологической зашиты" от внутреннего конфликта, в результате которого приемлемые для индивида мысли и переживании "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

границы конфликта- рамки и пределы конфликт, касающиеся количества его участников, территории, на которой происходит конфликт, и его продолжительности.

гипноз- временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

гомеостаз (ис)- подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие факторам.

группа диффузная- общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно - ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной объединить ее участников.

группа неформальная (неофициальная)- социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.

группа официальная (формальная)- социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

группа референтная- социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и опенки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

девиантное поведение(отклоняющееся повеление) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. основные виды девиантного поведения - преступность, аморальное поведение, пьянство, распущенность и пр.

деперсонализация- изменение самосознания личности, для которого характерно ощущение потери своею "я" и мучительное переживание этого.

диагностика конфликта- исследование конфликта с целью описания его сущности, содержания, функций и других характеристик.

динамика конфликта- развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы.

дистресс- отрицательное влияние, оказываемое стрессом на деятельность индивида, вплоть до ее полной дезорганизации.

забастовка- разновидность конфликта, представляющая коллективное прекращение (сокращение объема) работы или отказ от участия в каком-либо регламентированном виде деятельности, с целью добиться удовлетворения требований социального, экономического или политического характера.

защита психологическая- регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутриличностным конфликтом. защита психологическая выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, отрицание, сублимация, проекция, идентификация и других.

идентификация- уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо. процесс опознания того качества личности индивида (или социальной общности) на основании которого она может быть отнесена к какому-либо классу или типу, или же на основании которого личность (социальная общность) может быть признана целостной и идентичной самой себе.

инцидент- начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.

катарсис- очищение, освобождение от аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющеюся причиной невротическою конфликта.

коллизия- столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.

комплекс неполноценности- психопатологический синдром, стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности, ведущая к невротическим отклонениям и невротическому конфликту.

консенсус- согласие, способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы.

конфликт- противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.

конфликт латентный- скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов.

конформность- податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.

конфронтация- противоборство, противопоставление различных мнений, интересов, целей.

кризис- резкое обострение остроты конфликта, после которого наступает качественное изменение ситуации.

либидо- одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию з. фрейдом понятие либидо вначале использовалось как синоним сексуального влечения, в более поздних работах как синоним влечения к жизни (эроса).

лидер- член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях в силу его личного авторитета или занимаемой должности.

логотерапия- теория и практика психотерапии, разработанная в. франклом. она исходит из того, что основной движущей силой в повелении личности и ее развитии является поиск человеком смысла жизни и его реализация. отсутствие у человека смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к внутриличностному конфликту.

медиатор- посредник в конфликте.

медиация- посредничество в конфликте третьей, не участвующей в нем стороны.

межгрупповая дискриминация- установление различий между собственной и другой группами, которое может служить предтечей конфликта.

межличностные oi ношения- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся и характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

мозговая атака (брейншторминг)- свободное высказывание идей членами группы по какому-либо вопросу. методика стимуляции творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением стереотипов, привычных форм принятия решений.

мотивация- влечение или побуждении, вызывающие активность субъекта и определяющие се направленность.

навязчивые состояния- непроизвольные тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные, которые могут сопровождать внутриличностный конфликт.

напряженность психическая- психическое состояние личности, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для нее развития событий.

насилие- любые формы принуждения в отношении индивида или группы: один из крайних способов разрешения конфликта.

неврозы- наиболее распространенные нервно-психические расстройства, в основе которых лежит невротический конфликт.

невротический конфликт- непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

негативизм- немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других людей.

ненависть- стойкое отрицательное чувство индивида, направленное на объекты, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям и интересам.

общение- многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежат потребности в совместной деятельности и который включает в себя обмен информацией, взаимодействие и понимание другого человека.

объект конфликта- материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию ею.

организация социальная- дифференцированное и взаимноупорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ.

отчуждение- проявление таких отношений человека с миром. при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому. отчуждение выражается в соответствующих переживаниях субъекта - чувствах одиночества, обособленности, покинутости, враждебности и т.д.

пароксизм- острая форма переживания какой-либо эмоции (например, ярости, ужаса, отчаяния).

переговоры- способ разрешения (урегулирования) конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.

повеление агрессивное- форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или угрозой применения силы по отношению к другому человеку или социальной группе, которым субъект стремится причинить ущерб.

пограничная ситуация- ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий (например, смерти) и могут вызвать чрезмерное напряжение всех сил (стресс), могут послужить причиной невротического конфликта.

посредник- третья сторона в конфликте, призванная обеспечить конструктивное обсуждение и разрешение конфликта, однако сам посредник не имеет полномочий принимать решение.

потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. потребность выступает источником активности субъекта.

предмет конфликта- противоречие, лежащее в основе конфликта.

претензия- притязание, заявление права на обладание чем-либо.

прелиминарии- предварительные переговоры или соглашения, проченные решения.

проблемная ситуация- содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых развивается деятельность личности или группы.

протекционизм (социально-психологический аспект)- корыстное покровительство, оказываемое кому-либо лицом или группой лиц, обладающих властью. протекционизм ведет к возникновению привилегированного круга лип, культивированию конформизма и угодливости, готовности подчиняться авторитарному давлению. вследствие этот протекционизм негативно сказывается на психологическом климате группы, он несовместим с социальной справедливостью и может вызвать недовольство и конфликт.

психическая реабилитация- система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или корреляцию нарушенных психических функций и состояний личности.

психическое здоровье- состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием сильных внутриличностных напряжений, болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию повеления и деятельности.

психодрама- вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей с целью более глубокою самопознания.

психоз- глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражении реального мира, изменении поведения и отношения к окружающим.

психопатия- патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

ранг оппонента- потенциал, уровень возможностей по утверждению своих интересов и целей в конфликте.

революция- коренной переворот в социально-политическом устройстве общества. Коренной вопрос всякой революции - вопрос о государственной власти.

релаксация- состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

роль- социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса в обществе или в группе.

самоактуализация- стремление личности к возможно более полному развитию своих личных возможностей.

самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка является важным регулятором поведения личности.

совесть- способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.

соперничество- стратегия поведения оппонента в конфликте. характеризующаяся ориентацией на свои собственные интересы.

сотрудничество- стратегия поведения оппонента в конфликте, характеризующаяся ориентацией на совместный поиск решений.

социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта в различных его формах, осуществляемый в общении и деятельности.

социальная психология- отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

статус- положение субъекта в обществе или группе, определяющее его права и обязанности.

стереотип социальный- относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события.

стресс- состояние человека, возникающее в ответ па разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до полной се дезорганизации.

стыд- эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков принятым в данном обществе и разделяемым им самим требованиям морали. стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя.

сублимация- один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации внутри личности ого конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. частным случаем сублимации является переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

суицид- акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

террор- политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами.

толерантность- 1) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям; 2) отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор.

тоталитаризм- система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, всех сфер его жизни власти господствующей элиты, организованной и целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером.

третейский судья- третья сторона в конфликте, решения которой являются обязательными для оппонентов.

уровень притязаний- 1) уровень трудности, достижение которого является идеальной целью будущих действий личности; 2) желаемый уровень самооценки личности.

фобии- неадекватные переживания страхов, охватывающих человека в определенной обстановке. фобии встречаются в рамках невротического конфликта.

фрустрация- переживание неудачи, блокирование целенаправленного поведения.

цель- осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлено действие личности.

ценностные ориентации- идеологические, политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности.

эволюция конфликта- процесс постепенного развития конфликта от простых к более сложным формам.

эйфория- повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

эмпатия- сочувствие, сопереживание чувствам другого человека.

эскалация конфликта- нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

этнический конфликт- форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

 

 

Понятие архитектуры

Архитектура как совместимость с кодом.

Наверняка вы часто встречались с термином «x86», или «Intel-совместимый процессор» (или «IBM PC compatible» — но это уже по отношению к компьютеру). Иногда также встречается термин «Pentium-совместимый» (почему именно Pentium — вы поймете сами чуть позже). Что за всеми этими названиями скрывается на самом деле? На данный момент наиболее корректно с точки зрения автора выглядит следующая простая формулировка: современный x86-процессор — это процессор, способный корректно исполнять машинный код архитектуры IA32 (архитектура 32-битных процессоров Intel). В первом приближении это код, исполняемый процессором i80386 (известным в народе как «386-й»), окончательно же основной набор команд IA32 сформировался с выходом процессора Intel Pentium Pro. Что означает «основной набор» и какие есть еще? Для начала ответим на первую часть вопроса. «Основной» в данном случае означает то, что с помощью исключительно этого набора команд, может быть написана любая программа, которая вообще может быть написана для процессора архитектуры x86 (или IA32, если вам так больше нравится).

Кроме того, у архитектуры IA32 существуют «официальные» расширения (дополнительные наборы команд) от разработчика самой архитектуры, компании Intel: MMX, SSE, SSE2 и SSE3. Также существуют «неофициальные» (не от Intel) расширенные наборы команд: EMMX, 3DNow! и Extended 3DNow! — их разработала компания AMD. Впрочем, «официальность» и «неофициальность» в данном случае понятие относительное — де-факто все сводится к тому, что некоторые расширения набора команд Intel как разработчик изначального набора признает, а некоторые — нет, разработчики же программного обеспечения используют то, что им лучше всего подходит. В отношении расширенных наборов команд существует одно простое правило хорошего тона: прежде чем их использовать, программа должна проверить, поддерживает ли их процессор. Иногда отступления от этого правила встречаются (и могут приводить к неправильному функционированию программ), но объективно это является проблемой некорректно написанного программного обеспечения, а не процессора.

Для чего предназначены дополнительные наборы команд? В первую очередь — для увеличения быстродействия при выполнении некоторых операций. Одна команда из дополнительного набора, как правило, выполняет действие, для которого понадобилась бы небольшая программа, состоящая из команд основного набора. Опять-таки, как правило, одна команда выполняется процессором быстрее, чем заменяющая ее последовательность. Однако в 99% случаев, ничего такого, чего нельзя было бы сделать с помощью основных команд, с помощью команд из дополнительного набора сделать нельзя. Таким образом, упомянутая выше проверка программой поддержки дополнительных наборов команд процессором, должна выполнять очень простую функцию: если, например, процессор поддерживает SSE — значит, считать будем быстро и с помощью команд из набора SSE. Если нет — будем считать медленнее, с помощью команд из основного набора. Корректно написанная программа обязана действовать именно так. Впрочем, сейчас практически никто не проверяет у процессора наличие поддержки MMX, так как все CPU, вышедшие за последние 5 лет, этот набор поддерживают гарантированно.