Подготовка к семинарскому занятию

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов.

Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:

· составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендованной литературы;

· письменные и устные методические указания (рекомендации) студентам к каждому семинару;

· анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию;

· подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара;

· проработку литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару;

· предварительное ознакомление с группами студентов, с которыми предстоит работать;

· систематическую помощь студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение консультаций;

· обсуждение на кафедре (методической секции) вопросов методики проведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности;

· организацию кафедрой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов и т. д. [15].

Планирование семинаров. Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе студентов.

Составление планов обычно поручается наиболее опытным преподавателям. Подготовленные ими проекты рассматриваются на кафедрах. Хотя планы семинаров в последующие годы, в основном, сохраняются, приходится ежегодно пересматривать их, внося изменения, прежде всего в свете новых законодательных актов, важнейших общественно-политических событий в международной и внутренней жизни, а также с учетом вышедшей литературы, учебных пособий по курсу и т. д. План каждого семинара включает точные и ясные формулировки узловых вопросов, выражающих основное содержание темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы.

При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с жизнью, практикой, профилем вуза и факультетской специализацией и т. д.

Применительно к развернутой беседе вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:

· не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы учебной дисциплины;

· охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

· учитывать научную и профессиональную направленность;

· формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);

· вопросы плана должны охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой теоретической проблемы;

· формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.

Существуют различные мнения об оптимальном количестве вопросов в плане каждого семинара. Если исходить из того, что в плане фигурируют только вопросы, которые непременно будут обсуждены, то для двухчасового занятия их можно давать всего два-три. Однако иногда включают четыре-пять вопросов, справедливо рассматривая его и как ориентир для самостоятельной работы студентов. Включать в план более пяти вопросов (на 4 часовом занятии) нецелесообразно – это рассеивает внимание студентов, не дает возможности сосредоточиться на главном.

Принимая во внимание особенности группы, соотношение пунктов плана семинарского занятия с лекционным материалом и так далее, преподаватель по своему усмотрению отбирает из них те, которые наиболее важны для обсуждения. Усвоение студентами материала по другим вопросам не только не мешает, но, напротив, помогает им лучше ориентироваться в обсуждаемых вопросах.