Эмоциональный и социальный интеллект
Практический и академический интеллект
Классификация интеллекта
Практический интеллект - это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект.
В повседневной жизни может быть востребован интеллект в привычном его понимании, но, прежде всего, необходим практический интеллект. Это способность адаптироваться к повседневным условиям cуществования, формировать их и делать выбор условий, оптимальных для индивида. Практическое мышление, подобно большинству способностей, может быть рассмотрено как форма развивающейся компетентности. Индивидов с развитыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для преуспевания в определенной области, обычно характеризуют как специалистов. Следовательно, понимание опыта и особенностей его приобретения обусловливает способ постижения практического интеллекта. Рассматривая процессы мышления и проблему интеллекта, очень важно определиться с понятием «интеллектуальная операция». По мнению С.Л. Рубинштейна, «операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями». Интеллектуальная операция учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Понятие интеллектуальной операции включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Простейшим видом интеллектуальной операции является предметная мысль (по И.М. Сеченову). Интеллектуальной операцией является практическое действие, поскольку, преобразуя действительность, оно реализует свою цель. Интеллектуальной операцией является наглядное мышление. Сочетание наглядного мышления и разумного действия дает нам практическое мышление, которым характеризуется практический интеллект [5].
Существуют два взгляда на особенности интеллекта как формы развития способностей и навыков
Привычное представление об интеллекте - это восприятие его как относительно стабильного признака личности, развивающейся при взаимодействии наследственности и окружающей среды. Традиционные тесты на мышление и способности измеряют достижения индивидов, которые имели место за несколько лет до момента тестирования. Тесты на словарный запас, на понимание прочитанного, на словесные аналогии, на решение арифметических задач и подобные им лишь отчасти являются тестами на достижения. Даже в тестах на абстрактное рассуждение используются геометрические символы, которым обучают в западных школах.
Альтернативный взгляд заключается в том, что интеллект воспринимается как развивающиеся способности, а тесты на интеллект - как измерение их ограниченного аспекта. Приобретаемый опыт определяется здесь как продолжающийся процесс обретения и обобщения навыков, необходимых для достижения высокого уровня мастерства в одной и более сферах жизнедеятельности.
Когнитивные теории интеллекта подразумевают, по меньшей мере, две его основных составляющих. Ж. Пиаже уделил огромное внимание первой из них - операциям, однако недостаток в изучении второй составляющей - когнитивного опыта - проявился в широком спектре последующих работ когнитивистов. Компенсируя этот недостаток, Дж. Брунер выделил двигательную, образную и языковую формы репрезентации знания в когнитивном опыте.
В отечественной психологии проблема практического интеллекта решалась в контексте психологии мышления. По мнению Б.М. Теплова, несомненным является единство интеллекта, но существуют различные формы одного интеллекта, «вплетенные» в различные формы деятельности. Мышление никогда не бывает само по себе, мышление - это всегда процесс, направленный на что-либо, более того - процесс для чего-либо. Таким образом, мышление - процесс, возникающий для решения задачи, в то время как под интеллектом понимается способность человека как черта или характеристика, тем более, что когнитивный опыт человека, как составляющая интеллекта, подразумевает его постоянство и стабильность во времени.
Результаты нейропсихологических исследований показали, что за каждый этап решения задачи отвечают вполне определенные, различные по локализации отделы головного мозга. Из сказанного можно сделать важный для теории интеллекта вывод: интеллект индивида реализуется системной работой различных отделов головного мозга; общим фактором, обеспечивающим природные основы интеллекта, является системная деятельность мозга [5, с. 114].
Теоретическая модель интеллекта включает следующие факторы:
· продуктивность чувственного познания (восприятия, памяти, представлений);
· продуктивность формирования элементарных мыслей;
· продуктивность процессов символизации образования понятий;
· качественную характеристику сформированных понятий, со стороны их полноты и значений;
· скорость установления личностного смысла и значения имеющейся информации;
· владение способами получения чувственной информации; владение способами оперирования понятиями; владение речью; умение формулировать цели;
· умение составлять планы и программы деятельности (поведения);
· владение решающими правилами, умение находить решающие правила, адекватные решаемым задачам, владеть критериями предпочтительности, критериями достижения цели;
· уметь контролировать и регулировать свои интеллектуальные действия [5, с. 114-115].
Термин «эмоциональный интеллект» введен в научный обиход американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. Первая публикация разработанной ими теоретической модели датирована 1990 годом, где они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей:
а) идентифицировать и выражать эмоции;
б) регулировать собственные эмоции;
в) использовать информацию для управления своим мышлением и поведением.
Широкое распространение в среде психологов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского ученого Д. Големана. Он первый включил понятие «эмоциональный интеллект» в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал росту популярности этого психического явления.
Д. Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.
Более детально и результативно данная проблематика исследовалась американским психологом Р. Бароном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Несколько иначе предлагает рассматривать это явление отечественный психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект - «...способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями не может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта – «внутриличностный» и «межличностный». Эти варианты предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:
• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
• представления об эмоциях (как о ценностях, о важном источнике информации о себе самом и других людях и т.п.);
• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) [6].
В отличие от эмоционального интеллекта, изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. Понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать, или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.
В разное время сторонники различных психологических школ по-разному трактовали понятие «социальный интеллект»:
· способность уживаться с другими людьми;
· способность иметь дело с окружающими;
· знания о людях;
· способность легко сходиться с другими, умение входить в положение другого человека, ставить себя на место другого;
· способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.
Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.
Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от практического (IQ) и академического. Основой в обследованиях социального интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Причем выявлялось все это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).
Вероятно, можно утверждать, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Выделяются два фактора социального интеллекта.
Первый - это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.
Второй - социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.
Резюме
1. Способности определяются и развиваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.
2. Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). Природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельности. Отношение к деятельности определяется мотивацией субъекта. В деятельности формируются планы и программы, отрабатываются решающие правила и критерии предпочтительности, которые входят в состав ментального опыта субъекта.
3. Постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания. В способностях личности проявляется уже весь внутренний мир человека.
4. Анализ факторов, обеспечивающих успешность деятельности и поведения, приводит к проблеме интеллекта. Интеллект выступает как свойство функциональных систем, обеспечивающих системную реализацию функций приема, переработки и хранения информации, организации ментального опыта, программирования, регулировки и контроля деятельности. Системный эффект деятельности указанных функциональных систем выступает как G-фактор, как общие способности или интеллект. Интеллект является свойством указанной суперсистемы головного мозга. Это природный интеллект человека.
5. В успешность проявления интеллекта вносят свой вклад отдельные познавательные способности человека. В свою очередь интеллект, прежде всего через интеллектуальные операции, обеспечивает развитие отдельных способностей. Как и в случае со способностями, развитие интеллекта идет за счет освоения и формирования интеллектуальных операций, накопление ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека. На этом пути формируется культурный интеллект [5].