Концепции интеллекта

При попытке дать определение интеллекта следует учитывать тот факт, что существуют по крайней мере три совершенно различные его концепции. Никакая дискуссия о природе интеллекта не может быть продуктивной, если она не учитывает этих различий (рис. 2).

Левая часть рисунка изображает наиболее фундаментальный аспект интеллекта, именуемый биологический интеллект. Он служит физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. в основном связан со структурами и функциями коры головного мозга; без них невозможно никакое осмысленное поведение, и представляется резонным предположить, что они же отвечают и за индивидуальные различия интеллекта. В природе этих структур явно важную роль играет генетический фактор; на рисунке отражены некоторые из возможных методов измерения характеризующих их показателей: электроэнцефалография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваничеекая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР).

Рис. 2. Соотношение между концепциями биологического, психометрического

и социального интеллекта

 

Существует такое понятие, как психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами IQ. Относительный успех такого тестирования в основном определяется биологическим интеллектом, но не им одним. Культурные факторы, воспитание в семье, образование и социоэкономический статус вносят свой вклад, и вовсе не незначительный. По существующим оценкам, примерно 70% различий при тестировании определяются генетическими факторами, а 30% - перечисленными переменными среды. Таким образом, можно сказать, что психометрический интеллект на 70% зависит от биологического и на 30% - от средовых факторов.

Дж. Гидфорд предложил кубическую структуру интеллекта, состоящую из 120 факторов (способностей) интеллекта, исходя из их предназначения, то есть, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводит эта операция и каково их содержание (Рис. 3).

Так, содержание операций (4): образное, символическое, семантическое, поведенческое. Операции – умение человека, вернее психический процесс (5): познавательные функции (понятие), память, конвергентное мышление (конвергентная продуктивность), дивергентное мышление (дивергентная продуктивность), оценивание. Результат – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым (6): элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применения.

Рис. 3. Структура интеллекта по Дж. Гедфорду

Социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации, и работы Р. Стернберга могут рассматриваться как типичные для школы, рассматривающей интеллект как проявление социально полезной адаптации [3]. Такое определение, однако, представляется неудачным, поскольку оно объединяет производные от совершенно не связанных между собой компонентов - IQ, личности, мотивации и др. Было бы гораздо продуктивнее с научной точки зрения изучать и измерять все эти составляющие порознь, а не смешивать их в неоправданно сложной концепции социального интеллекта. С этой точки зрения биологический интеллект является гораздо более целостной концепцией, в то время как понятие о психометрическом интеллекте разделяет некоторые из несообразностей, присущих таковому о социальном интеллекте.

 

Рис 4. Взаимовключенность различных концепций интеллекта

 

Иногда в литературе биологический интеллект обозначается как интеллект А, социальный - как интеллект Б; при этом ясно, что интеллект Б гораздо шире, чем А, и включает в себя IQ; IQ, в свою очередь, шире, чем интеллект А, и включает его в себя (рис. 4). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может рассматриваться как фундаментальная.