Профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор

Предмет и задачи инженерной психологии

Инженерная психология - научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационно-психологического взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, изготовления и эксплуатации системы «человек - машина» СЧМ [1].

Социальное становление феномена личности человека происходило в процессе развития его трудовых способностей в совместной с другими человеческими личностями орудийной деятельности. Сами орудия труда их совершенствование, повышение производительности труда меняли общественные отношения, менялись роль и функции как отдельной личности, так и групп людей, менялись сами люди, их активность и ее внутреннее проявление - психика.

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных. Объективные факторы- это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). Субъективные факторы - это имеющиеся у данного конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.

Профессиональная пригодность- это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом, профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения. Профессиональная пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его жизни.

Профессиональный отбор- система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.

Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированное специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.

Психологический профессиональный отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий:

1) наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);

2) наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);

3) наличие разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости); наличие специалистов, подготовленных для проведения профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора.

Профессиональный подбор,таким образом, это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение.

Цивилизация породила новую форму орудий труда: машину. Машина - совокупность технических средств, работающая относительно автономно, используемая человеком-оператором в своей целесообразной деятельности. Человек-оператор– это человек, наделенный рабочей силой, специально обученный деятельности на определенном типе машин.

Функционирование современного человека неотделимо от взаимодействия с машинами. На работе, службе, в быту нас окружают машины, комплексы машин. Возникло понятие «система человек - машина».

Под системой человек - машина (СЧМ) понимается система, включающая в себя человека-оператора (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность [1].

СЧМ - частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром управления (рис. 1).

Качество СЧМ зависит от трех ее параметров:

- развитости и надежности внутренних психологических структур человека;

- надежности и конструктивного удобства машины;

- технологичности машины и мастерства человека, как взаимодействия.

Предмет труда
Человек- оператор
Машина

 


Рис. 1. Система человек-машина

Человек допускает ошибки в современных сложнейших СЧМ не всегда из-за своей слабой профессиональной подготовки, а потому, что его психические возможности глубоко индивидуальны и ограничены. Бывает, что скорость передаваемой информации превышает возможности органов чувств, форма сигналов коммуникации трудна для осмысления и т. д.

Исходя из закономерностей, изложим основные методологические принципы инженерной психологии:

- принцип гуманизации труда, подчеркивающий ведущую роль человека в процессе труда и требование исходить из потребностей человека при создании машин;

- принцип активного оператора. Человек во взаимодействии с машиной не ее придаток, а активный субъект со своими индивидуальными целями;

- принцип проектирования деятельности. Сначала должен быть составлен проект деятельности человека как основы задач построения СЧМ;

- принцип последовательности. Инженерно-психологические требования должны предъявляться на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации;

- принцип комплексности. Подчеркивая ведущее значение психологической проблематики в инженерной психологии, нужно иметь в виду, что не только инженерной психологией исчерпываются все человеческие проблемы, нужно учитывать и данные пограничных наук.

Характеристики системы «человек - машина»

Вообще под технической системой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенных для решения единой задачи. Более полное понимание технической системы возможно лишь при учете решающего участника технического процесса – человека. Тогда она превращается в систему «человек - машина».

СЧМ классифицируются:

- по степени участия в них человека: автоматические, автоматизированные и неавтоматизированные;

- по целевым признакам: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные и исследовательские;

- по количеству операторов: моносистемы, где только один человек и одно или несколько технических устройств, и полисистемы, где действует группа людей;

Классифицировать СЧМ можно по сложности, иерархии операторов, степени непрерывности взаимодействия человек - машина. Признаки СЧМ:

· разветвленность структуры (связей) между элементами (человеком и машиной);

· разнообразие природы элементов;

· перестраиваемость структуры и связей между элементами;

· автономность элементов, то есть способность их автономно выполнять часть своих задач.

СЧМ – целеустремленная система, причем она позволяет получать одинаковые результаты в различных условиях, различными способами, поэтому СЧМ – адаптивная система.

 

4. Качество системы «человек - машина»

4.1. Показатели качества системы «человек - машина»

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. В современных ГОСТах имеются следующие показателикачества системы «человек - машина»:показатель назначения; быстродействия, надежности и долговечности; технологичности; стандартизации и унификации; эргономический, эстетический, патентно-правовой и экономический. Остановимся лишь на тех, которые влияют на деятельность человека в СЧМ или зависят от результатов его деятельности.

Быстродействие, или время цикла регулирования, определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «человек - машина»:

Тц = , (1)

где Т – время обработки информации в i-м звене, R - число последовательно соединенных звеньев СЧМ- это как технические звенья, так и операторы.

Надежность характеризуется вероятностью решения задач и определяется безошибочностью их решения:

(2)

где Мош – количество ошибочно решения задач (количество ошибок), а М- общее количество решения задач.

Точность – степень отклонения некоторого параметра от заданного или номинального значения:

, (3)

где Jн – номинальное значение параметра, а : Jош - ошибочное значение параметра.

Не всякая погрешность – ошибка, а только та погрешность, которая больше допустимого предела. Случайная погрешность определяется величиной среднеквадратичной погрешности, систематическая – величиной математического ожидания отдельных погрешностей.

Своевременность оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

, (4)

где Тц – фактическое время решения задачи, Тдоп – допустимое время решения задачи У(Т) - функция плотности времени решения задачи СЧМ.

Безопасность труда человека в СЧМ определяется вероятностью:

, (5)

где РВОС - вероятность опасной ситуации i-го типа; РОШ – вероятность неправильных действий оператора в i-й ситуации; n – число возможных опасных ситуаций.

Степень автоматизации СЧМ характеризуется относительным количеством информации, перерабатываемой автоматическими устройствами. Эта величина определяется по формуле:

, (6)

где Ноп – количество информации перерабатываемой оператором;

Нсчм – общее количество информации, прошедшей через СЧМ.

Экономический показатель характеризует полные затраты на СЧМ:

, (7)

где затраты складываются из трех составляющих: затрат на подготовку операторов Соп; затрат на изготовление системы и эксплуатационных расходов Сэ = Сноп – капитальные затраты, Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат.

Большое значение при анализе и оценке СЧМ имеют эргономические показатели. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМ, обеспечивающих возможность осуществления в ней деятельности человека (групп людей). Эргономические показатели представляют собой целостную эргономическую характеристику (эргономичность СЧМ), комплексные (управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость СЧМ), групповые (социально-психологические, психологические, физиологические, антропометрические, гигиенические) и единичные показатели.

Для сравнения конкурирующих вариантов СЧМ дается интегральная оценка качества системы «человек - машина» как совокупности всех ее основных свойств. Для этого используется понятие эффективности СЧМ, под которой понимается степень приспособленности системы к выполнению возложенных на нее функций.

4.2. Оператор в системе «человек - машина»

Особенности деятельности главного звена СЧМ – оператора - определяются следующими тенденциями развития техники:

- увеличение количества объектов, которыми надо управлять;

- развитие систем дистанционного управления;

- увеличение сложности и скорости течения производственных процессов повышает требования к психологической устойчивости оператора;

- ограничение двигательной активности и увеличение нагрузки на умственную деятельность;

- высокая автоматизация и высокая готовность к экстренным действиям.

При этом деятельность оператора может быть представлена в виде четырех основных этапов:

· прием информации;

· оценка и переработка информации;

· принятие решения;

· реализация принятия решения.

Выделяются и различные виды операторского труда.

Оператор-технолог включен в технологический процесс, он работает в режиме немедленного обслуживания. Оператор-наблюдатель (контролер). Для него важны информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Он может работать в режиме отложенного обслуживания. Оператор-руководитель. У него преобладающими являются коммуникационные по содержанию и иерархические по форме функции. Оператор-манипулятор. Его - коммутация СЧМ.

Каждому виду операторской деятельности требуются специфические высокоразвитые психологические качества. И еще одно замечание. По мыслительной деятельности операторов можно разделить на операторов по преимуществу с продуктивным типом деятельности, когда оператор собирает информацию и вырабатывает предложение или само решение задачи, и по преимуществу с репродуктивной деятельностью, когда оператор передает выработанное решение машине.

 

4.3. Надежность системы «человек - машина»

Понятие надежности систем существует в технических науках, где оно характеризует степень безотказности элементов системы и эффективность результата ее функционирования.

Сущностью СЧМ является психолого-информационное взаимодействие ее составных частей, и функционирование системы определяется тем, что она представляет собой классический контур управления.

Поэтому можно сказать, что надежность СЧМ - это свойство системы сохранять стабильность функционирования, которое в свою очередь сохраняет психологическую, в том числе и опредмеченную в технике, устойчивость в достижении необходимого результата, в том числе и в усложненных условиях.

Повышенное внимание к надежности СЧМ обусловлено следующими факторами:

1. Усложнение элементов СЧМ как человеческих, так и машинных и их постоянное развитие.

2. Усложнение задач и влияния внешних факторов функционирования.

3. Разветвленность структурных и классификационных аспектов систем.

Надежность подсистемы «человек» - это свойство человека сохранять стабильность, то есть постоянство результатов профессиональной деятельности в усложненных условиях ее выполнения, которое характеризуется рядом показателей:

- помехоустойчивость - стойкое умение не замечать побочных, отвлекающих, забивающих информацию раздражителей;

- переключаемость - способность изменять ход работы из-за изменения условий для получения необходимого результата;

- неотвлекаемость - характеристика целеустремленности, противостояние валентности иных целей;

- инертность к непредвиденным и резким раздражителям;

- устойчивость к продолжительно воздействующим факторам работы.

Надежность подсистемы «техника» - это свойство технического устройства сохранять стабильность (заложенное в процессе создания и эксплуатации свойство сохранять характер функционирования даже в случаях изменения и усложнения внешних условий выполнения и при допустимых ошибках оператора), которое ведет к выполнению задачи и характеризуется показателями:

- помехозащищенностью - невосприимчивостью функционирования к нежелательным воздействиям;

- безотказностью в реакции на предусмотренное воздействие;

- возможностью дублирования функций.