Особенности культуры возрождения.

 

В период возрождения искусство становится главным видом духовной деятельности.

Идеальный человек должен быть художником. Особенности: живопись выходит на первый план,

это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его

красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту,

разнообразие; тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного

познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в

область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике.

Леонардо считал искусство главной наукой, так как оно давало самое точное и безупречное

отображение жизни. Художники эпохи возрождения разработали принципы прямой линейной

перспективы, передачу объема, создали сложные многофигурные композиции; универсальность,

разносторонность и творческая одаренность мастеров эпохи возрождения. По сути это были

титаны. Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель,

музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник

исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело

(1475-1564) – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего

времени); Рафаэль (1483-1520) – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер (1471-1528) –

основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»). Создал

несколько десятков картин, 250 гравюр на дереве, сотни рисунков и акварелей, создал гениальный

труд о художественной перспективе. Все эти художники олицетворяли главные ценности

культуры возрождения: интеллект, гармония, мощь (три главных принципа эпохи возрождения).

 

Светскость – наряду с библейскими сюжетами появляется портретная живопись, бытовая

картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность (традиции

античности), в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею

красоты и гармонии. Это было обновление начала, культурная форма регенерации времени (от лат.

возрождение), то есть попытка начать историю заново, которая в художественной культуре

выразилась в идее обновления, НО это была очень противоречивая эпоха: расцвет культуры

сопровождался великой трагедией: мечта о свободном человеческом обществе осталась только

мечтой, так как в реальном мире проблемы общественных отношений решались войнами,

заговорами, ядом или кинжалом. В историю эпохи возрождения вошло семейство Борджиа во

главе с римским папой Александром III, убийцей и развратником. Макиавелли сумел обосновать и

найти обоснования этим действиям (то есть разврату и убийствам). С. Малатест обладал широкими

познаниями в области философии, пользовавшись авторитетом среди гуманистов, проявлял

утонченный вкус в суждения о живописи, одновременно изверг и кровопивец.

 

  Италия Германия, Франция, Нидерланды
Хронологические рамки XIV-XVI XV-XVII
Смысловая основа Гуманизм Пантеизм
Характер Эстетический Этический
Особенности Прославление внешней красоты человека, материальность изображения Психологизм, передача характеров
Особенности художественно культуры Светскость, реализм Религиозность, символика, условность
Специфика жанровой живописи Портретная, сюжетная, скульптура Пейзаж,портретная,бытовая картина. Северное возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения - протестантизма

 

 

 

Ключевой вопрос темы: Какие взгляды были характерны для Просветителей?

 

 

Кеплер разрешает спор Птолемея и Коперника. Гравюра 18 в.

 

В 17-18 вв. вера в бога оставалась очень сильной, но на 1-й план стала выходить идея о могуществе человеческого разума. Познание окружающего мира провозглашалось делом разума, науки и опыта. Носителей этих взглядов называют просветителями, а период 17-18 вв. – веком Просвещения.

 

Идеи просвещения зародились в Англии и скоро охватили всю Европу.

 

 

Просвещенная элита 17-18 вв.

 

Смуту 16-17 вв. просветители объясняли невежеством людей, особенно простолюдинов. Поэтому в европейском обществе произошел культурный раскол на образованную элиту и «темное» простонародье.

 

В 17-18 вв. растет интерес к науке. Мыслители и философы становятся знаменитыми личностями, их очень часто приглашают в аристократические салоны. Помните ли вы, что представляли собой эти салоны? Как вы думаете, какова их роль в культуре того времени?

 

 

Н.Дос и Дж.Рассел.

 

Молодые лорды в Риме.

 

Элита старалась противопоставить себя «нецивилизованному народу». Она искореняла «мужицкие манеры», стремилась к изысканности и утонченности. Этикет стал отличительной чертой благородного человека. Высшие слои общества стали уделять огромное внимание личной гигиене. В то же время увлечение внешней стороной приводило к появлению «бездуховности». В чем, по-вашему, проявляется человеческая бездуховность?

 

 

Д.Гримм. Боже мой! Сынок!

 

Карикатура 2 пол.18 в.

 

 

«Верхи» и «низы» в век Просвещения.

 

Ряд просветителей выступал против просвещения народа. Вольтер и Фридрих Великий высказывались за закрытие крестьянских школ. В то же время Гердер, Шиллер и Гете считали народ носителем национальной культуры и прежде всего родного языка. Культурные изменения в итоге затронули лишь просвещенную элиту общества.

 

 

Памятник Гете и Шиллеру.

 

Сознание «низов» оставалось религиозным. Просветители критиковали абсолютистские порядки, церковное мракобесие схоластическое образование. Вольтер, подвергнув церковь критике призвал: «Раздавите гадину!» Он считал, что просвещенный монарх должен править во благо общества. Общества филантропов в Англии вскрывали общественные пороки, защищали права людей.

 

Наука – новая ценность в жизни общества. А как вы думаете, что сегодня является главной ценностью обществ

 

Ученые-просветители считали, что любую тайну природы человеческий разум способен разгадать. На первый план вышли естественные науки. И.Кант в то же время предостерегал, что человеческий разум ограничен. Ученые просветители разрывались между научным и религиозным сознаниями. И.Ньютон видел задачу науки в постижении замыслов Бога. В то же время П. Лаплас отрицал божественное начало в мироздании.

 

Выводы

 

Просвещение охватило почти всю Европу, хотя большинство просветителей оставались при этом яркими личностями с собственными, часто отличающимися от других деятелей культуры идеями. Просветители Франции внесли вклад в разработку теоретических основ общественного прогресса, который стал гегемоном духовной жизни Европы.

Закрепление выученного материала

 

Закрытые вопросы:

 

Философы и писатели XVIII века назывались: а) учеными, б) просветителями, в) мыслителями.

 

Какая наука занимала ведущее место в духовной жизни общества XVIII в.: а) математика, б) логика в) философия?

 

Какую роль просветители отводили искусству, в частности литературе: а) информационную б) развлекательную, в) воспитательную

 

Открытые вопросы:

Что такое прогресс, прогрессивный?

Что такое век Просвещения?

Какие новые идеи родились во время эпохи Просвещения?

Можете назвать представителей эпохи Просвещения?

Можете назвать монархов эпохи Просвещения?