Особенности культуры возрождения.
В период возрождения искусство становится главным видом духовной деятельности.
Идеальный человек должен быть художником. Особенности: живопись выходит на первый план,
это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его
красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту,
разнообразие; тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного
познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в
область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике.
Леонардо считал искусство главной наукой, так как оно давало самое точное и безупречное
отображение жизни. Художники эпохи возрождения разработали принципы прямой линейной
перспективы, передачу объема, создали сложные многофигурные композиции; универсальность,
разносторонность и творческая одаренность мастеров эпохи возрождения. По сути это были
титаны. Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель,
музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник
исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело
(1475-1564) – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего
времени); Рафаэль (1483-1520) – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер (1471-1528) –
основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»). Создал
несколько десятков картин, 250 гравюр на дереве, сотни рисунков и акварелей, создал гениальный
труд о художественной перспективе. Все эти художники олицетворяли главные ценности
культуры возрождения: интеллект, гармония, мощь (три главных принципа эпохи возрождения).
Светскость – наряду с библейскими сюжетами появляется портретная живопись, бытовая
картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность (традиции
античности), в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею
красоты и гармонии. Это было обновление начала, культурная форма регенерации времени (от лат.
возрождение), то есть попытка начать историю заново, которая в художественной культуре
выразилась в идее обновления, НО это была очень противоречивая эпоха: расцвет культуры
сопровождался великой трагедией: мечта о свободном человеческом обществе осталась только
мечтой, так как в реальном мире проблемы общественных отношений решались войнами,
заговорами, ядом или кинжалом. В историю эпохи возрождения вошло семейство Борджиа во
главе с римским папой Александром III, убийцей и развратником. Макиавелли сумел обосновать и
найти обоснования этим действиям (то есть разврату и убийствам). С. Малатест обладал широкими
познаниями в области философии, пользовавшись авторитетом среди гуманистов, проявлял
утонченный вкус в суждения о живописи, одновременно изверг и кровопивец.
Италия | Германия, Франция, Нидерланды | |
Хронологические рамки | XIV-XVI | XV-XVII |
Смысловая основа | Гуманизм | Пантеизм |
Характер | Эстетический | Этический |
Особенности | Прославление внешней красоты человека, материальность изображения | Психологизм, передача характеров |
Особенности художественно культуры | Светскость, реализм | Религиозность, символика, условность |
Специфика жанровой живописи | Портретная, сюжетная, скульптура | Пейзаж,портретная,бытовая картина. Северное возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения - протестантизма |
Ключевой вопрос темы: Какие взгляды были характерны для Просветителей?
Кеплер разрешает спор Птолемея и Коперника. Гравюра 18 в.
В 17-18 вв. вера в бога оставалась очень сильной, но на 1-й план стала выходить идея о могуществе человеческого разума. Познание окружающего мира провозглашалось делом разума, науки и опыта. Носителей этих взглядов называют просветителями, а период 17-18 вв. – веком Просвещения.
Идеи просвещения зародились в Англии и скоро охватили всю Европу.
Просвещенная элита 17-18 вв.
Смуту 16-17 вв. просветители объясняли невежеством людей, особенно простолюдинов. Поэтому в европейском обществе произошел культурный раскол на образованную элиту и «темное» простонародье.
В 17-18 вв. растет интерес к науке. Мыслители и философы становятся знаменитыми личностями, их очень часто приглашают в аристократические салоны. Помните ли вы, что представляли собой эти салоны? Как вы думаете, какова их роль в культуре того времени?
Н.Дос и Дж.Рассел.
Молодые лорды в Риме.
Элита старалась противопоставить себя «нецивилизованному народу». Она искореняла «мужицкие манеры», стремилась к изысканности и утонченности. Этикет стал отличительной чертой благородного человека. Высшие слои общества стали уделять огромное внимание личной гигиене. В то же время увлечение внешней стороной приводило к появлению «бездуховности». В чем, по-вашему, проявляется человеческая бездуховность?
Д.Гримм. Боже мой! Сынок!
Карикатура 2 пол.18 в.
«Верхи» и «низы» в век Просвещения.
Ряд просветителей выступал против просвещения народа. Вольтер и Фридрих Великий высказывались за закрытие крестьянских школ. В то же время Гердер, Шиллер и Гете считали народ носителем национальной культуры и прежде всего родного языка. Культурные изменения в итоге затронули лишь просвещенную элиту общества.
Памятник Гете и Шиллеру.
Сознание «низов» оставалось религиозным. Просветители критиковали абсолютистские порядки, церковное мракобесие схоластическое образование. Вольтер, подвергнув церковь критике призвал: «Раздавите гадину!» Он считал, что просвещенный монарх должен править во благо общества. Общества филантропов в Англии вскрывали общественные пороки, защищали права людей.
Наука – новая ценность в жизни общества. А как вы думаете, что сегодня является главной ценностью обществ
Ученые-просветители считали, что любую тайну природы человеческий разум способен разгадать. На первый план вышли естественные науки. И.Кант в то же время предостерегал, что человеческий разум ограничен. Ученые просветители разрывались между научным и религиозным сознаниями. И.Ньютон видел задачу науки в постижении замыслов Бога. В то же время П. Лаплас отрицал божественное начало в мироздании.
Выводы
Просвещение охватило почти всю Европу, хотя большинство просветителей оставались при этом яркими личностями с собственными, часто отличающимися от других деятелей культуры идеями. Просветители Франции внесли вклад в разработку теоретических основ общественного прогресса, который стал гегемоном духовной жизни Европы.
Закрепление выученного материала
Закрытые вопросы:
Философы и писатели XVIII века назывались: а) учеными, б) просветителями, в) мыслителями.
Какая наука занимала ведущее место в духовной жизни общества XVIII в.: а) математика, б) логика в) философия?
Какую роль просветители отводили искусству, в частности литературе: а) информационную б) развлекательную, в) воспитательную
Открытые вопросы:
Что такое прогресс, прогрессивный?
Что такое век Просвещения?
Какие новые идеи родились во время эпохи Просвещения?
Можете назвать представителей эпохи Просвещения?
Можете назвать монархов эпохи Просвещения?