Культура Возрождения и ее особенности.

Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов на мир и на общество.

Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия. На формирование, каких новых взглядов они повлияли.
Николай Коперник (1473—1543)   Польша Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной
Джордано Бруно (1548—1600) Италия Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира  
Галилео Галилей (1564—1642) Италия С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной  
Исаак Ньютон (1642—1727)   Англия Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)     Англия Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания  
Ренэ Декарт (1596—1650) Франция Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека  

 

 

 

Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач. XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением, так как высокое или классическое возрождение. Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий. 1517 – открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, следовательно, привело к расширению экономических границ и возникновению мировой торговли; целый ряд европейских городов (Флоренция) становятся сосредоточением золотого и серебряного запасов, следовательно, возможность

финансирования крупных проектов: от войн до кругосветных путешествий, оформляется

финансовый капитал, общеевропейская банковская система; обращение к античности,

следовательно, возникновение новых философских концепций, следовательно, новых моделей

взаимоотношений человека с окружающим миром. Сам термин возрождение (ренессанс) был

заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие

человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор

«Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а

термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В

термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа

стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое

варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса

отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от

средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего,

ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а

также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура

возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой

духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

 

Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения.

В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была

прогрессивная, так как интересы и других классов.

Принципы:

1. «Природосообразность» – материалистическое истолкование законов природы.

2. Антропоцентризм – человек – венец природы.

3. Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму.

 

Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой

концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных

возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной

основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте,

переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного

начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте).

Слова были развиты Петраркой – родоначальником гуманистского движения в Италии, но в

развернутом виде идеи гуманизма получили развитие в трактатах Джанаццо Манетти «О

достоинстве и превосходстве человека» (середина XV века). В основе гуманизма лежали принципы

буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты

полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная

предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали

человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум

человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей образованных в эпоху

возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу

суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек

выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом

культуры – это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие

(буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы – политиков, утверждается в массах.

Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты

считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального

прагматизма.