Типология знаковых систем культуры

Науки, изучающие языки культуры

Семиотика Авторы семиотической концепции: Семиотическое поле культуры включает:
наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе или самом человеке. Эрнст Кассирер, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский и другие языки, знаки, символы, культурные коды, культурный текст
  Герменевтика Основателем современной философской герменевтики считается Г.-Г. Гадамер  
одна из древнейших наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.    

Можно выделить основные типы знаков и знаковых систем:

- естественные;

- функциональные;

- иконические;

- конвенциональные;

- вербальные (естественные языки);

- знаковые системы записи.

 

Типы знаков
Естественные это знаки -признаки ( с информацией о предмете). Например: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Функциональные это знаки-признаки, но указывающие на функцию в деятельности людей. Например: обнаруженное археологом в кургане оружие - функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Иконические (от греч. изображение) это знаки-образы, искусственно созданные, похожие на оригинал. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают. Конвенциональные (условные). (от лат. соглашение) это искусственно созданные знаки, которым люди "договорились" приписывать определенное значение Например: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.
Вида конвенциональных знаков
Символ –это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но кроме того еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Знак со скрытым ценностным значением, с добавочным смыслом. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира.
Сигналы- знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства. Например: значение цветов светофора; Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).
Индексы -условные обозначения каких-то предметов или ситуаций. Их стараются подбирать так, чтобы внешний вид их подсказывал, что они обозначают. Например : показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.
Типы знаковых систем
Вербальные- естественные знаковые системы (разговорные языки) Знаковые системы записи (письменность, нотная грамота, научные языки) Вторичные моделирующие (знаковые) системы (модели мира или его фрагменты: мифология, религия, философия, Интернет и т.д.
           

 

В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:

Типы культуры
дописьменную письменную экранную.
Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический.Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство.     Жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:   - каменная скульптура; - наскальная живопись; - глиняная посуда. Появление письменности было связано с усложнением социальной жизни, возникновением первых государств, развитием разделения труда, появлением разных социальных групп. Главными носителями письменного кода становятся священные книги. Это "Книга мертвых" древних египтян, "Ветхий завет" древних иудеев, "Авеста" древних иранцев, "Веды" древних индийцев, "Илиада и Одиссея" древних греков. ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
  1. Предметное письмо:
- вампумы (шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров). - кипу - узелковое письмо (для записи информации использовались не раковины, а узелки на шнурах). 2. Пиктография (с грч.- "рисуночное письмо"). схематические рисунки, которые наглядно изображали предметы и явления действительности. Пиктография - это неязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. 3. Иероглифы условные знаки, в которых сохраняется некоторое, символическое сходство с изображаемым предметом.
  1. Клинопись
шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. В результате возникли слоговые знаки. На основе слоговых знаков возникли слоговые системы письма, например Финикийское письмо. От него произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу.
  1. Алфавитное письмо
Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма. Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половине 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445г Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Значение письменности: • Увеличение словарного состава языка; • Возникновение языковых норм и правил; • Возрастание объема циркулирующей в обществе информации; • Расширение возможностей передачи информации; • Возможность сохранение оригинальных мыслей – расширение возможностей для творчества; • Начало книгопечатания - демократизация знаний.
Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинематограф называли "великим немым" В конце 20-х - начале 30-х гг. на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма. Во второй половине 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. Положительные моменты: - широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, - расширяет доступ к информации, - способствует быстрому росту компетенции специалиста. - личность получает свободный выход в мир информации: библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. - выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. - создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным. Отрицательные моменты: -может привести к снижению индивидуального начала, - общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, - личные контакты и чтение книг отходят на второй план, - видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации. - может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулированию людьми.

 

Вывод: Культурные кодызнаковые системы, механизм хранения, отражение, передачи, усвоения культуры, общения людей.

Система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека, включает в себя знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи. Все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь искусство влияет на языки культуры. М. Каган в своей книге "Философия культуры" делает вывод: «семиозис культуры действительно является системой знаковых систем, охватывающих все возможности, которыми располагает человек для организации духовной связи с себе подобными»