Дистанционное обучение

Лекция

Лекция - это учебный метод в деятельности ИКС, который может быть недостаточно эффективным способом предоставления информации, так как слушатели при реализации этого метода недостаточно активны; содержание лекции ими обычно запоминается плохо; скорость подачи материала контролируется только преподавателем и может не соответствовать разным возможностям восприятия материала слушателей; лекционная работа не годится для обучения навыкам; эффективность применения метода зависит от умений конкретного лектора; использование обратной связи со слушателями, как правило, недостаточно.

Материал можно представлять в виде лекции, если основной задачей сотрудника ИКС является доведение до слушателей информации, которая рассчитана на короткий срок применения или, если группа слушателей слишком большая, чтобы использовать другие методы. Безусловно, лекция может быть и очень действенным методом обучения, когда она хорошо подготовлена.

Существуют способы сделать лекционный материал более значительным и интересным для обучающегося. В процессе планирования лекции очень важно подготовить сопровождающий материал. Он может быть представлен в форме записей для «напоминания» основных аспектов лекции. Другой широко используемый прием - это использование предварительно подготовленных наглядных материалов, которые можно демонстрировать в процессе лекции с помощью специальной проекционной техники.

Другим приемом эффективного применения лекции является ориентирование слушателей на ожидания лектора. Если лекция первая в курсе, модуле или серии лекций, слушатели должны знать, какого поведения лектор ожидает от них на лекции. Желательно, чтобы он в начале занятия сообщил обучающимся, необходимо ли им делать записи во время лекции или такой необходимости нет, так как подготовлен раздаточный материал. Слушатели должны знать, могут ли они задавать вопросы и требовать пояснения по ходу лекции, или для этого желательно подождать окончания занятия, где он оставит время на вопросы.

Повышает эффективность лекционной работы сообщение обучающимся плана лекции или их курса в начале лекции. Лектор при этом знакомит слушателей со структурой занятия, рассказывает, какой материал будет раскрыт, в какой последовательности, и какие знания слушатели смогут приобрести, прослушав лекцию или курс лекций.

Во время лекции лектор должен говорить ясно и отчетливо и быть уверен, что его слышат все сидящие в аудитории. Желательно избегать таких недостатков в лекционной работе, как, например, «говорить доске» или «бормотать в свои записи», так как это усложняет слушателям процесс восприятия.

Эффективность лекции также во многом зависит от ясности и простоты изложения материала. Лектору лучше отказаться от использования витиеватых и сложных фраз, а если необходимо использовать сложную терминологию, то потом повторить сказанное более простыми словами.

Одной из основных проблем, существующих в лекционной работе является снижение внимания слушателей с течением времени. Есть определенные приемы поддержания внимания аудитории:

Личность лектора. Если лектор является интересным, разносторонне образованным, эрудированным человеком, имеет опрятную внешность и заинтересованно излагает материал, это всегда способствует установлению хороших контактов со слушателями и помогает поддерживать интерес к лекции.

Характер изложения материала. Слушателям трудно удерживать свое внимание в течение длительного времени, если лектор излагает свой материал монотонно, не меняя темпа или тона голоса. Чтобы избежать такой ситуации можно использовать следующие приемы: говорить особенно медленно и выразительно, когда делаются выводы, заключения и наоборот, использовать более быстрый темп во время комментариев; использовать паузы для обозначения завершения изложения отдельного раздела, вопроса и т. п.; изменять тон голоса в соответствующих местах, например, завершая фразу или акцентируя внимание на каком-либо определении, формулировке; использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть важные моменты в лекции и т. д.

Разнообразие действий слушателей. Один из наиболее эффективных способов поддержания внимания аудитории в течение времени – это разнообразие деятельности, которую выполняют слушатели во время лекции. Самый простой способ сделать это – чередование процессов слушания и записывания. Другой способ – это использование на лекции методов активизации обучения, например, обсуждения в небольших группах или «мозгового штурма». Также можно разнообразить лекцию показом слайдов, фильмов, компьютерных материалов.

При завершении лекции лектору важно обращать внимание на такие моменты, как подведение итогов лекции, формулирование выводов. Это очень полезно для слушателей, так как помогает им обобщить, «свести воедино» полученный объем информации. Желательно оставлять 5-10 минут в конце лекции для вопросов слушателей. Необходимо поощрять обучающихся задавать вопросы. Это не только позволит им прояснить непонятные моменты лекционного материала, но и обеспечит эффективную обратную связь, что очень важно для преподавателя.

Одними из наиболее сложных моментов проведения обучения в ИКС является ограниченность времени слушателей, дороговизна обучающих мероприятий, которая связана с большими транспортными расходами, расходами на проживание, питание и т. п. Поэтому информационно-консультационная служба должна изыскивать новые возможности предоставления образовательных услуг. Достаточно эффективным методом обучения в такой ситуации является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, который базируется на использовании традиционных и новых информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств.

В основу дистанционного обучения положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого со специально разработанными учебными материалами. Большую роль играет преподаватель, который прикрепляется к обучающейся группе.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео - и аудиозаписи, электронные библиотеки, вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Дистанционная форма обучения позволяет специалистам и консультантам ИКС, товаропроизводителям обучаться и повышать свою квалификацию в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе времени, используя имеющиеся компьютерные средства для общения с преподавателем и другими участниками учебных программ, обмениваясь текстовыми сообщениями и по телефону.

Дистанционное обучение предъявляет новые требования к учебным материалам. Основное требование - модульность построения (каждой дисциплине соответствует модуль, дающий целостное представление об определенной предметной области). Учебный материал может чередоваться с вопросами, отвечая на которые, обучающийся контролирует степень усвоения материала и анализирует конкретную рабочую ситуацию. В дистанционном обучении широко применяются гипертекстовые документы, позволяющие экономить время на поиск необходимой информации, лучше усваивать материал благодаря цветному выделению ключевых моментов текста.

Новые возможности представления учебного материала предъявляют новые требования к преподавателю. При этом изменяется его место и роль в учебном процессе. Задача преподавателя пояснять, как лучше изучать материал, консультировать. Ему необходимо знать все модули плана, их взаимосвязь между собой, четко прослеживать все междисциплинарные связи.