Методы обучения в ИКС

Особенности обучения взрослых

Разрабатывая планы занятий, необходимо тщательно подойти к выполнению следующего этапа разработки программы обучения – подбору методов обучения.

Каждая из категорий обучаемых имеет свои особенности. Важно иметь в виду, что в процессе обучения, как правило, приходится иметь дело с особой категорией обучаемых – взрослыми слушателями, обучение которых имеет свои особенности.

Особенности взрослого учащегося:

слушатели приходят учиться обдуманно, они больше стремятся к знаниям; они более целенаправленны, чем другие учащиеся; взрослые сами принимают решения о своем обучении; они предпочитают сами формулировать задачи обучения или принимать в этом участие; взрослые хотят, чтобы к ним относились при обучении в соответствии с их уровнем компетентности и опыта; они бывают более сосредоточены на учебе, чем другие учащиеся; они более заинтересованы в получении значимой информации; слушатели опираются на свой накопленный опыт и знания, которые повышают их способность к обучению; взрослые более мотивированы для обучения, чем другие учащиеся; они готовы взять ответственность за обучение; взрослым, как правило, ясно, какие знания они хотят получить; ("28") они больше стремятся к знаниям, чтобы самостоятельно решать свои проблемы; они нацелены на практическое применение и использование полученных знаний.

При обучении взрослых особое внимание необходимо уделять наглядным средствам обучения, активным методам преподавания. Исследования ученых показывают значительно более высокий эффект запоминания учащимся материала при сочетании словесной презентации и наглядного представления материала.

«Мозговой штурм»

Правила проведения «мозгового штурма». До начала проведения «мозгового штурма» необходимо определить:

Применим ли данный метод для решения этой проблемы?

Подходит ли величина группы участников для применения этого метода?

Какие знания получат обучающиеся при решении проблемы?

«Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли, свободы воображения. Оптимизм и уверенность увеличивают умственную и психологическую энергию человека.

В процессе «мозгового штурма» участники высказывают любые предложения, мысли, идеи по конкретному вопросу (проблеме). Как бы фантастична не была идея, выдвинутая кем-то из участников, она принимается во внимание, так как любое предложение может быть началом практического решения. Категорически запрещены взаимные замечания и промежуточные оценки. Не допускается предположение, что данная проблема не разрешима.

Убедите участников, что обсуждаемая проблема не может быть решена только известными способами. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

В ходе «мозгового штурма» допускаются и приветствуются дополнительные альтернативы решения, разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнить и развить их идеи. Иногда переосмыслению проблемы способствует ее обратная постановка.

Решение задачи может быть найдено в других сферах. Разрешается менять параметры в задаче.

Участник группы должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

Во время обсуждения нет ни начальников, ни подчиненных - есть ведущий и участники. Надо четко требовать соблюдения выбранных ролей. Не ждите одобрения или осуждения Вашего предложения со стороны коллег, не обращайтесь за поддержкой к организатору «мозгового штурма».

В процессе «штурма» меньше думайте о возможных последствиях. Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками.

Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное решение данной проблемы имеет для Вас важное значение, и держаться этого мнения до конца «мозгового штурма».

При классическом применении «мозгового штурма» выделяются две группы исполнителей: генераторы идей; аналитики.

Первые генерируют самые различные идеи и фиксируют их с помощью различных технических средств (записывают на магнитофон, видеопленку, бумагу и т. п.), а вторые из предложенного материала стараются выбрать все полезное и найти решение проблемы.

На практике, в ходе проведения обучающих мероприятий при проведении «мозгового штурма» все обучающиеся сначала выполняют роль генераторов идей, а затем аналитиков.