Информационно-консультационная деятельность консультационного типа.

Службы академического типа.

В конце Х1Х в. начинается создание государственных или поддерживаемых государством структур информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве таких стран как:

Великобритания, США,Германия,Россия…

ИКС стали считать инструментом аграрной политики.

В 1896 г. в Баварии была создана государственная служба для передачи сельскохозяйственных знаний.

В начале Х1Х в. в Шотландии были созданы три сельскохозяйственных колледжа, которые позднее были объединены в Шотландский сельскохозяйственный колледж..

Они финансировались Министерством сельского хозяйства Шотландии (т.е. государством).

Их цель была обеспечить обучение и консультирование фермеров

В 1914г. в США приняли акт Смита-Левера о создании кооперативной службы экстеншн (Cooperative Extension Service) под патронажем Министерства сельского хозяйства.

Преподавателями выступали сотрудники университетов.

Цель службы – помогать в распространении среди населения Соединенных Штатов полезной и практической информации в области:

· сельского хозяйства,

· экономики домашнего хозяйства и

· в области использования энергии, а также

· поощрять применение этой информации.

Такие службы получили название служб академического типа.

Основные черты служб академического типа:

· Цель – улучшение условий быта и повышение эффективности труда представителей сельского сообщества путем специального обучения, а также стимулирование (мотивирование) населения к проведению в жизнь этих улучшений,

· Целевая группа – местное (региональное) сельское сообщество, все без исключения его члены,

· Консультанты – профессиональные специалисты, сотрудники государственных организаций и учреждений,

· Организация службы строится на базе универсальных научно-образовательных учреждений и включает систему местных и региональных офисов по работе с клиентами, а также прикладных научных, лабораторных, племенных, санитарно-эпидемиологических и других учреждений,

· Передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно-обоснованной информации,

· Клиенты службы являются активными участниками процесса создания и обмена знаниями, наличие постоянной обратной связи службы с клиентами.

Суть информационно-консультационной деятельности академического типа – развитие сельской местности (сельского сообщества) путем оказания государственной помощи жителям сельской местности в решении проблем развития путем обучения и консультирования.

Служба экстеншн – это служба, которая оказывает содействие сельским жителям в выявлении и анализе проблем, связанных с их деятельностью в сельской местности, формировании мнений, принятии и реализации решений путем предоставления им необходимой информации, обучения и стимулирования использования инноваций.

Профессор Ван ден Бан указывает на 3 основные функции информационно-консультационной службы, осуществляющей деятельность академического типа:

1. передача технологий в с/х для повышения устойчивости производства,

2. передача управленческих навыков и умений с целью мобилизовать и организовать взаимодействие производителей, их групп, отдельных сельских социальных групп и сельских сообществ в целом,

3. передача знаний, увеличение социального капитала и устойчивости сельского сообщества.

Особенности периода информационно-консультационной деятельности академического типа.

1. Однородность сельского населения – практически все оно было сельскохозяйственным населением – клиентами были люди, занятые в многопрофильных мелкотоварных хозяйствах.

2. ИКС академического типа осуществляла постоянный мониторинг проблем сельской местности и выступала инициатором изменений, направленных на ее развитие, сохраняя при этом «просветительский дух» в своей работе.

Естественно задачи, стоящие перед ИКС, различались в зависимости от стран.

Задачи, возложенные на Национальную сельскохозяйственную консультационную службу (NAAS) Великобритании, зафиксированные в Сельскохозяйственном законе 1944 года:

· давать советы сельским товаропроизводителям, с тем, чтобы помочь им наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы и повысить уровень жизни,

· в рамках консультационной деятельности взаимодействовать с организациями, связанными с сельским хозяйством (Национальный союз фермеров, Советы по сбыту продукции …)

· проводить исследовательскую работу по проблемам, с которыми сталкиваются сельские товаропроизводители, а также разрабатывать и применять на практике результаты научных исследований,

· давать советы Министру по техническим последствиям проводимой политики.

3-й этап в развитии ИКС в сельском хозяйстве начался после 2-й мировой войны.

1. Развитие НТП привело к тому, что в сельском хозяйстве

наиболее развитых стран происходили процессы специализации и концентрации производства, повышение эффективности и интенсивности производства. Т.е. сельское хозяйство достигло удовлетворительного уровня развития.

2. Одновременно происходило преобразование сельской местности,изменялись сельские сообщества и люди, которые их составляли.

3. Теперь сельских товаропроизводителей надо было не учить, а повышать их квалификацию, не выявлять и объяснять проблемы, а помогать в принятии решений по многочисленным и весьма специфическим вопросам.

В связи с этими изменениями поле деятельности государственных организаций в с/х сужается, центр интересов развития переносится в сферу региональной политики.

Целью государства становится поддержание функционирования рыночной системы в сельской местности, и одновременно максимальное снижение его поддержки отдельных групп производителей.

Место государства стали занимать негосударственные коммерческие организации, которые ведут информационно-консультационную деятельность консультационного типа. Начинает создаваться база и условия для приватизации служб просветительского типа.

Основные черты информационно-консультационной службы консультационного (консалтингового) типа:

· Цель – повышение эффективности работы отдельных предприятий путем предоставления им информации и консультационных услуг,

· Целевая группа – специализированные сельскохозяйственные предприятия,

· Передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно-обоснованной информации,

· Организационно информационно-консультационная служба строится на базе организаций любого рода, имеющих возможность предоставлять профессиональные информационно-консультационные услуги,

· В роли консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты,

· Предоставляется интегрированный набор платных услуг.

Суть информационно-консультационной деятельности консультационного (консалтингового) типа – оказание помощи сельским товаропроизводителям в принятии решений путем предоставления информации и консультирования.

Решение проблем клиентов происходит путем:

- предоставления информации,

- повышения его квалификации в принятии решений,

- а также путем проведения специальных научных исследований.

Такую помощь могут оказывать как государственные, так и частные организации.

Если речь идет о повышении эффективности отраслей сельского хозяйства в целом и проведении мероприятий государственной аграрной политики, возможно предоставление информации и консультаций всем предприятиям на полностью или частично бесплатной основе ( за счет средств госбюджета).

Услуги информационно-консультационной службы консалтингового типа могут быть как платные, так и бесплатные.

В Англии, родине движения «экстеншн», государственная сельскохозяйственная информационно-консультационная служба АDAS была приватизирована одной из 1-х в мире (в 1987г) и соответственно прекратила свое существование в качестве службы экстеншн в общепринятом значении этого понятия.