Тема 5. Лекция

Место характера в структуре индивидуальности
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (1, б, 8, 9, 10). Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь — в отношениях к профессии, людям, самому себе.
Пионером в исследованиях характера считается Теофраст. В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст. Милль даже предложил выделить в качестве особой науки этологию (потому что со времен Теофраста характер называли этос). Если иметь в виду, что этика — это наука о добре и зле, то мы уже получаем указание на тот смысл, который с самого начала вкладывался в обсуждаемое понятие — характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может) (8, 11). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, по мнению многих психологов, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в
систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж» (8, 11).
Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, несколько тавтологично, но выразительно писал: характер - это личность оцениваемая, а личность — характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подле-жать этической оценке.


В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля -- устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». Если не всегда возможно определить водораздел между проявлениями характера и личности, то еще сложнее разделить характер и темперамент (8). В. Кречмер, сын известного психиатра Э. Кречмера, пользовался следующими дефинициями. Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же — это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе (4).
Современный психиатр П. Волков для разведения понятий "личность" и "характер" использует следующую аналогию. "Река — это характер, а личность — пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И, наконец, он может, плывя.по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру. Очевидно, что третий вариант — самый лучший, но он требует знаний и работы над собой" (4, с. 14).

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы (8):
1. Характер и темперамент отождествляются.
2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения.
3. Темперамент является элементом характера.
4. Темперамент признается основной природой характера.
Последняя позиция наиболее близка исследованиям, осуществляемым в рамках отечественной науки (в том числе и специальной теории идивидуальности). Здесь утверждается, что темперамент и характер взаимообусловливают друг друга. Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента - - свойствах нервной системы и генетических программах - - ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда.
Можно выделись два способа позиционирования характера среди других психологических категорий. Первый путь, который оказался предпочитаемым в отечественной психологии, не обрывая его связей с темпераментом, приближает характер к содержательным и духовно-мировоззренческим качествам индивидуальности. Второй путь очерчивает риск психического нездоровья и даже указывает направление наиболее вероятного развития патологии. Таким образом, характер может содержать в себе указание как на «вершины», так и на «глубины» развития индивидуальности.
Если темперамент может не определять содержательной стороны отношений личности (хотя в последнее время и это тоже подвергается сомнению), то характер именно их и отражает -- предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, среди которых могут быть названы такие, объекты, как 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие
поди, общественная связь с которыми присуща данному индивиду, 4) собственная деятельность и личность человека (1).

Психологияхарактера в работах А.Ф. Лазурского
А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна счи-таться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физионо-мию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером» (10, с. 179). В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания - психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление (10).
Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки: 1. Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека (этот критерий несколько напоминает «эргичность» в теории В.М. Русалова). 2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Всевозрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности). Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А. Маслоу и Э. Шострома.
Содержание же психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции - - чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.
Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика, как мы видим, практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.
Эндо- и Экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга, и эндочерты могут переходить из латентных в актуальные под влиянием экзопроявлений (например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес -- это экзопсихические качества) (10).
А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различных эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню: для первого это эндопсихика, для второго -- сочетание эндо- и экзоособенностей, для третьего - - Экзопсихика. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фун-дамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.
Эта мысль близка современной духовно-ориентированной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения
задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях. Уровни психической жизни могут меняться, и критерием этической оценки личности, по мне-нию А.Ф. Лазурского, должны быть те усилия, которые субъект прикладывает к тому, чтобы повысить уровень своего бытия (в современной психологии это называется личностным ростом).

Типология характера Г. Хейманса—Р. ЛеСенна
Существуют и другие психологические классификации характера (18, 19). Так, например, голландские психологи Г. Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн, обследовавшие при помощи опросника более двух тысяч детей, в основание своей собственной типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера. Активность — пассивность характеризует проявления деятельности во всех сферах жизни (на работе, в школе, дома, во время досуга), а также манеру выполнять задания немедленно или откладывать их выполнение. Активность - это потребность в действии, в стремлении построить план и осуществить его. Эмоциональность — безэмоциональность отражает частоту и силу эмоциональных реакций в ответ на происходящие события, способность человека переживать все происходящее с ним или становящееся известным ему. Кто-то легко отзывается на все события, кто-то, напротив, остается бесстрастным, так что о нем говорят: «Его ничем не проймешь». И, наконец, первичность - вторичность представляет темпорально-энергетическую реакцию человека, отражают как бы вязкость психического состояния и одновременно способ человека структурировать свое время (на это свойство впервые обратил внимание О. Гросс, см. главу 4). «Первичные» непрестанно разряжают свои эмоции, но эффект и след реакции быстро исчезает. Они живут настоящим, способны на большое, но не длительное усилие, любят неожиданности и не способны к построению долговременных планов. «Вторичные» же выдают первую слабую реакцию, но затем она как бы «догоняет» раздражитель, сила реагирования нарастает, и эффект сохраняется более длительное время. Они надолго заряжаются под влиянием значимой ситуации, упорны, терпеливы, способны к осуществлению долговременных планов и отказу от текущих удовольствий.
Составляя различные комбинации из качеств эмоциональности, активности, первичности/вторичности, можно получить восемь основных характерологических типов.
Итак, характер обычно содержит указание на то, что присуще человеку более, чем другим, и в некоторых ситуациях чаще, чем в иных. То есть он определяет как бы меру неравномерности, неустойчивости личности в разных условиях, области ее преимуществ и зоны наибольшей уязвимости.

Типология 3.
Приспособляющиеся
(Приспособление среды к собственным запросам и стремлениям)
2 Приспособившиеся
(Взаимное влияние среды и человека)
1 Недостаточно приспособившиеся
(Пассивное приспособление к среде)
Таблица 9 характера по А.Ф. Лазурскому
Деление по экзопсихическим категориям (идеалам)
1. Альтруизм
2. Знание
а) индуктивное
б) дедуктивное
3. Красота
4. Религия
5. Общество, государство
6. Внешняя деятельность, инициатива
7. Система, организация
8. Власть, борьба
Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим эндо- и экзоособенности Непрактичные, теоретики-идеалисты
1. Ученые
2. Художники
3. Религиозные созерцатели
4. Практики-реалисты
5. Человеколюбцы (альтруисты)
6. Общественники
7. Властные
8. Хозяйственные
Деление по преобладанию
психофизиологических функций
(эндопсихических категорий)
1. Рассудочные
2. Аффективные
а) подвижные (сангвиники)
б) чувственные
в) мечтатели
3. Активные
а) энергичные низшего порядка (импульсивные)
б) покорно-деятельные
в) упрямые

Характер как ответ личности на фрустрации
В связи с этим необходимо уточнить ряд понятий, важных для изложения дальнейшего материала. Каждый человек время от времени испытывает состояние тревожности. Тревожность - это склонность переживать реальные и мнимые опасности. Если опасность реальна, тревожность помогает мобилизоваться и сконцентрировать усилия, выполняя адаптирующую задачу. Если же человек оказывается в этом состоянии чаще, чем того требуют объективные обстоятельства, психика истощается, а продуктивность падает. Тревожность в этом случае переживается как внутреннее беспокойство, озабоченность, чувство необходимости каких-то поисков, горячка, взбудораженность, переходящая в возбуждение, часто имеющее непродуктивный и демобилизующий характер. Поэтому, придерживаясь не совсем верной, но исторически сложившейся формы описания здоровой личности через патологию, мы можем сказать, что характер — это совокупность проявлений личности на фруст-рирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности (фрустрация --- это отсутствие возможности удовлетворить потребность) (3, 12, 15. 17).
Типология характера по Г. Хеймансу—Р. ЛеСенну
1. Э+А—Л Нервный
Раб настоящего, неустойчив, склонен к подозрительности, но легко примиряется. Постоянно в поисках новых и сильных ощущений. Ему нужно много разнообразных друзей, поэтому семейного круга обычно бывает недостаточно. Чувствителен, но его эмоции быстротечны. Мало считается с объективной картиной мира, легко подчиняя ее минутным настроениям. Плохо переносит монотонный труд, и в работе не нужно опасаться им управлять.
2. Э+А—В Сентиментальный
Тоже чувствителен, но, в отличие от нервного, долго помнит и бережет свои чувства. Любит одиночество, имеет не очень много друзей. Глубоко переживает все то, что ему говорят, что с ним происходит. Редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое, строит планы на будущее. Трезво оценивает обстановку. Не любит перемен. Вести себя с ним следует осторожно, подчеркивать уважение к его личности.
3. Э+А+П Бурный
Имеет характер большой силы, отличается отвагой. Увлекающийся человек, склонный к анархии. Откровенен, но переменчив. Доверчив, любит все приукрашать. Охотно участвует в общем деле, способен загореться идеей коллектива, но за ним нужно присматривать, потому что он так же быстро остывает. Может справиться с работой, которая должна быть выполнена без промедления, но следует помнить о том, что его высокая жизнеспособность сочетается с высокой отвлекаемостью.
4. Э+А+В Страстный
Человек одной идеи, отдающийся ее реализации со всей страстью. Любит порядок, редко меняет свои убеждения, может все жизненные устремления и способности поставить на службу своему стремлению. Если такой человек становится лидером в группе, то справляется с этим вполне успешно до тех пор, пока не столкнется с сильной позицией другого лидера такого же характера.


5. Э— А+П
Сангвиник

Практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места — невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.

6. Э-А+В
Флегматик
Холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно — убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.

7. Э—А—П
Аморфный
Очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, рассматриваемому ниже, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.

8. Э—А—В
Апатичный
Тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.

Однако известно, что трудность ситуации - - явление субъективное; поэтому одним людям трудно знакомиться (это бывает у астенических личностей), другим - - расста-ваться (их называют застревающими), одним труден монотонный труд, другим - - необходимость действовать в экстремальных ситуациях. Остальные же задачи выполняются легко, и в целом жизненный путь человека вполне продуктивен.
Если характер видоизменяется и какая-то черта оказывается в нем чрезмерно выраженной, то человек приобретает особую чувствительность к некоторым сторонам действительности; в этом случае говорят о наличии у него акцентуации характера (12, 15). Акцентуации -- варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (А.Е. Личко). Выделяют явные акцентуации - - крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы.
К. Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны (12). В этом состоит особенность подхода, но, конечно, его ни в коей мере недостаточно для того, чтобы пытаться поставить медицинский диагноз. Сам К. Леонгард, введя новое понятие, вначале выделял 4 акцентуации характера и 6 - - акцентуаций темперамента. В соответствии с пониманием К. Леонгарда ниже мы пометим эти акцентуации буквами X или Т.
Сейчас, особенно в рамках отечественных подходов, это разделение имеет скорее историческую ценность: как мы уже не раз подчеркивали, само понятие «избиратель-ность» неприменимо к категории темперамента как тотального формально-динамического качества. Вот эти типы (12).
Демонстративный (астероидный) (X) тип отмечается, когда человек больше всего стремится быть в центре внимания, при этом забывая и о том, что он делает, и о том, как он это делает. Для демонстративного типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимость от социального окружения, внушаемость.

Если нарисовать гипотетическую личность, абсолютно лишенную особенностей, в виде пяти концентрических окружностей, обозначающих задатки, способности, темперамент, характер и направленность, то можно так представить место акцентуаций в клинике и психологии (по 13).

При скрытой акцентуации особенности задатков или способностей смягчаются правильным воспитанием, акцентуация не проявляет себя во внешнем поведении, но тем не менее личность испытывает определенные трудности, при столкновении с которыми компенсация ослабляется, и признаки акцентуации могут выйти наружу. ,

При явной акцентуации особенности личности проявляются в тех ситуациях, которые относятся к области уязвимости.

В неблагоприятных обстоятельствах может произойти деформация личности, напоминающая психопатию, которая называется патохарактерологическим раз-витием.

Наконец, в случае тотальной деформации, которая приводит к нарушению социального поведения человека (способности работать или иметь семью), говорят о психопатии.

Педантичный (сверхпунктуальный) (X) тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.
Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому, а наиболее выраженная его черта - - это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.
Возбудимый (неуправляемый, эпилептоидный) (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раз-дражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.
Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок - - будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными
достижениями.
Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд
никто не любит).
Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.
Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный
психоз.
Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.
И, наконец, аффективно-экзальтированный (Т) тип -включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.
Признаки, которые мы перечислили, присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезны-ми — так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии, шизоидная акцентуация способствует творческому мышлению и продуцированию оригинальных решений, параноидная - - целенаправленности поведения.
Очевидно, что данная типология не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к составлению научной классификации. К. Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.
В отечественной психологии подход К. Леонгарда развивается известным исследователем из С.-Петербурга А.Е. Личко, который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К. Леонгардом (15, 17). Чаще всего классификацию К. Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще не устоялся.
И, наконец, С. Хатуэй и Дж. Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы так называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады (3, 17). Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б. Ганнушкину). Во-первых, они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики). Во-вторых, психопатии относительно стабильны во времени и дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются и случаи самоизлечения — так называемая спонтанная ремиссия). В-третьих, психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т.е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чув-ство вины). Поэтому иногда говорят, что психопат — это человек, с которым трудно другим, а невротик — человек, которому трудно с самим собой. Неудивительно, что клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей (5).
Придерживаясь классификации Ф.Б. Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности, можно выделить три невротических расстройства (3).

1. Депрессия (выраженная тревога, страх, снижение уровня побуждений, ощущение неотвратимости катастрофы, шкала № 2 опросника).
2. Ипохондрия (соматизация тревоги, беспокойство за состояние здоровья, шкала № 1 опросника).
3. Истерия (вытеснение факторов тревоги, эмансипация от фактов, шкала № 3 опросника).
Психотические расстройства составляют следующую группу.
1. Асоциальная психопатия (реализация напряженности в непосредственном поведении, шкала № 4).
2. Паранойяльный синдром (ригидность аффекта, «раскачивание» ситуации, застревание, навязчивость, бред, шкала № 6).
3. Тревожно-фобический синдром, психастения (фиксация тревоги, ограничительное поведение, шкала № 7).
4. Шизоидный синдром (аутизация тревоги, отчуждение, увеличение «психической дистанции», шкала № 8).

Формирование характера
Характер - явление динамическое, он по-разному может проявлять себя, особенно у подростков. Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которое бывают нескольких видов. Во-вторых, это преходящие психопатоподобные нарушения поведения. Наконец, в-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни.
А.Е. Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной формы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания (например, превращение гипертима в циклоида).
Виды аффективных реакций.
1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений).
2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее).
3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации).
4. Демонстративные (аффект разряжается в "спектакль") (15).

Виды преходящих нарушений поведения.
1. Делинквентность (мелкие правонарушения).
2. Токсикоманическое поведение.
3. Побеги из дома и бродяжничество.
4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм) (15).
Поскольку характер (с его акцентуациями) завершает свое оформление к подростковому возрасту, то основным фактором его развития является семейное воспитание (22). Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий установили связь между некоторыми искажениями стиля родительского воспитания и теми акцентуациями (и другими искажениями поведения и личности), которые с высокой вероятностью появляются.
Так, в случае потворствующей гиперпротекции (когда высок контроль и нет запретов) часто развивается истероидность или гипертимность, а при доминирующей гиперпротекции (когда при высоком контроле чрезмерно много запретов) у психастеников, сензитивов и астено-невротиков усиливаются астенические черты, а гипертимы проявляют стремление эмансипироваться от родителей (например, побеги из дому). В случае эмоционального отвержения со стороны родителей формируется эпилептоидная акцентуация; а на фоне изначальной эмоционально-лабильной, сензитивной или астено-невротической акцентуации усиливается декомпенсация, приводя к появлению устойчивых невротических расстройств. Повышенная моральная ответственность (при которой высокие требования к подростку сочетаются с пониженным вниманием к нему) приводит к появлению психастенической акцентуации. А стиль безнадзорности (когда ослаблены и контроль, и запреты, и требования, и удовлетворение потребностей детей родителями) приводит либо к появлению гипертимной акцентуации, либо у детей более слабого психического склада неус-тойчивой или конформной акцентуации.
Сформировавшись более или менее окончательно, акцентуация не заканчивает на этом свое развитие. Пока живет личность, могут изменяться и акцентуации. П.Б. Ганнушкин отмечал, что до 25—30 лет даже психопатические натуры могут измениться в сторону большей психической устойчивости, а некоторые люди, оказавшись в благоприятных условиях, могут вести нормальную трудовую жизнь, не вызывая у окружающих никаких подозрений в их психическом нездоровье (5).
Понятно, что каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. Большинство (почти половина людей) относится к типам смешанным, среди которых можно выделить две основные разновидности: промежуточные (обусловленные эндогенными факторами, как, например, лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный) и амальгамные (формирующиеся как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, как, например, гипертимно-неустойчивый, конформно-неустойчивый) (15). И возникает закономерный вопрос: а существуют ли в природе люди с нормальным характером? Очерчивая какой-либо характер, психологи сосредоточиваются на каком-либо одном наиболее выразительном аспекте, тем самым подчеркивая смещение психического равновесия. «Но если даже допустить, что действительно встречаются люди, у которых чувства, мысли и действия находятся в полном равновесии, то не есть ли это уничтожение всякого характера, всякого индивидуального оттенка?» -- писал Рибо (по 5, с. 268). Таким образом, «бесхарактерный» человек является теоретическим домыслом, а выдающиеся психиатры, подобно П.Б. Ганнушкину, считают невозможным существование человека без акцентуаций.
Исследования вклада среды и наследственности в формирование характера, проведенные при помощи опросника MMPI и его модификаций, показали отсутствие психогенетических влияний на формирование как отдельных акцен-туаций, так и профиля показателей в целом; исключение составляет лишь шкала социальной интроверсии. Причем наиболее связанной с генотипом оказалась группа признаков, определяющих поведение в ситуации общения («Меня пугает даже сама мысль о публичном выступлении») (19).
Итак, характер - - качество очень разнородное и неисчерпаемое, и мы еще вернемся к нему в главе 7, посвященной типологическим подходам в изучении личности.


Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что такое характер человека?
2. Что отличает характер от темперамента? Как они соотносятся?
3. Что такое «эндопсихика» и «экзопсихика»?
4. Что такое акцентуации характера?
5. Какие смешанные типы акцентуаций вам известны?
6. Приведите литературные иллюстрации последствий искаженного родительского воспитания для детей.
7. Перечислите основные психологические классификации характера.
8. В чем состоит различие между неврозами и психозами?
9. Каковы основные направления патохарактерологического развития личности?
10. Что такое «нормальный» характер?

1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 172—178.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова ЕД. Методика многостороннего исследования личности. — М.: Фолиум, 1994. — 173 с.
4. Волков П. Разнообразие человеческих миров. — М.: Аграф, 2000. — 512 с.
5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий... // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 262 — 269.
6. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. — 325 с.
8. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 167—171.
9. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
К). Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 179—198.
11. Левитов НД. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 69-73.
12.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. 530 с.
13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -- М.: Смысл, 1999. — 534 с.
14. Липгвак М.Е. Предисловие // К. Леонгард. Акцентуированные личности. — Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. — С. 3—26.
15. Лично А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ЭКСМО, 1999. — 407 с.
16. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.
17. Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.
18. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. — М., 1992.
19. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 330 с.
20. Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. -М., 1988.
21. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: Инфра-f, 2000.
22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.