IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова и Т. Собакина. Сравнительный анализ.
– Прочтите таблицу и дополните её:
ра-ра-ра начинается …
ры-ры-ры у ребят …
ро-ро-ро- у нас новое …
ру-ру-ру продолжаем мы …
ре-ре-ре стоит домик на …
ри-ри-ри сидят на ветках …
ар-ар-ар кипит наш …
ор-ор-ор созрел красный …
ир-ир-ир мой папа …
арь-арь-арь на стене висит …
ра-ра-ра- у мышки есть …
ре-ре-ре носим воду мы в …
ры-ры-ры ………….. …
ро-ро-ро ………….. …
ру-ру-ру ………….. …
ри-ри-ри ………….. …
ир-ир-ир ………….. …
ар-ар-ар ………….. …
ры-ры-ры ………….. …
Эвристическая беседа.
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:
мол-вил – молвил
ра-зор-ву – разорву
рас-тер-за-ю – растерзаю
рас-пу-га-ю – распугаю
– Объясните значение слов:
Молвил – говорил.
Какаду – название птицы, которая живет в жарких странах.
Учитель читает стихотворение.
– О ком это стихотворение?
– Почему поэт так необычно назвал своё произведение?
– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.
– Что помогло услышать эти слова?
– Почему лев был «просто ррррад»?
– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.
– Какой звук передаёт рычание льва? (Звукр.)
– А какой звук передаёт голос жука? (Звукж.)
– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 учебника (часть 2).
Учащиеся читают самостоятельно.
– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?
– Что общего между звуками р и ж?
– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?
– Можно ли, читая, представить картину происходящего?
– Как этому помогают звуки?
– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.
2. Игры Деда Буквоеда.
– Как вы думаете: трудно ли придумывать шуточные стихотворения?
– Давайте попробуем вместе.
На доске название – «На острове Хохотании».
На весёлых островах
Ходят все на головах.
Там живут хохоталки
И хохотуны.
Они прокатили нас на смеховозе,
Смехоходе,
Смехо… (продолжите сами).
Игра «Мой улов – двадцать слов!».
В этих «вертолинах» можно поймать по двадцать слов. Начинаем с любой буквы и читаем только по часовой стрелке.