Патология суждений.

Навязчивые идеи.

Навязчивости – это мысли, чувства, желания, возникающие помимо воли больного. Человек понимает их нелепость, но не может избавиться от них. Т.е. при навязчивостях сохранена критика к состоянию. Это является показателем нетяжелого регистра поражения психики – невротического. Навязчивости легче развиваются у людей с психастеническими чертами характера.

 

Чаще всего, навязчивости неприятны больному, т.е. сопровождаются негативными эмоциональными переживаниями – образные навязчивости. Некоторые навязчивости не сопровождаются эмоциональными переживаниями – отвлеченные навязчивости (их мало: навязчивый счет, бесплодные мудрствования).

Выделяют три вида навязчивостей:

1) навязчивые мысли – обсессии;

2) навязчивые страхи – фобии;

3) навязчивые действия – компульсии.

Обсессии. Навязчивый счет, бесплодные мудрствования, навязчивые воспоминания, сомнения, опасения, контрастные (хульные) мысли.

Фобии. Страхи за свое здоровье (кардиофобия канцерофобия, лиссофобия, мизофобия) и страх смерти (танатофобия). Встречаются также социальные фобии (эритрофобия, логофобия) и другие (клаустрофобия, агорафобия, акрофобия, айхмофобия, арахнофобия).

Компульсии. Могут быть элементарными, в виде стереотипных движений (моргание, шмыгание носом, подергивание плечами) и сложными, в виде завершенных действий. Последние носят защитный характер при фобиях и называются ритуалами (навязчивое мытье рук, ношение лекарств и т.п.).

Навязчивости встречаются при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивном расстройстве), а также в рамках неврозоподобных состояний при вялотекущей шизофрении, органическом поражении головного мозга, депрессии.

 

Сверхценные идеи.

Признаки: возникают под влиянием реальных событий, которым придается чрезмерное значение, занимают доминирующее положение в сознании больного, аффективно заряжены, спаяны с личностью, подчиняют себе поведение больного, отличаются стойкостью, отсутствует нелепость, нет критического отношения.

Возникают у лиц с паранойяльными чертами характера (настырные, пробивные, подозрительные, переоценивающие себя), при реактивных состояниях. Возникают на основе реальных событий, которым больной придает чрезмерное значение (начинает считать себя гениальным поэтом, изобретателем и т.п.). Относятся к своим идеям без критики, добиваются справедливости, борются с противниками. Вне этих идей поведение и оценка ситуации не нарушены.

 

Бредовые идеи.

Бред – ложные суждения и умозаключения, возникающие на болезненной основе, и не поддающиеся коррекции путем разубеждения.

Критерии бреда:

1) возникает только у психически больных (встречается при шизофрении, психозах позднего возраста, органическом поражении головного мозга и др.);

2) бред не соответствует действительности, в основе бредовых идей лежит кривая логика;

3) бредового больного невозможно разубедить.

 

Механизмы бредообразования.

1. Первичный интерпретативный бред. Больной правильно воспринимает события, но вкладывает в происходящее особый смысл (при бреде ревности). Т.е. больной неправильно (паралогично) интерпретирует события. При этом бреде нет галлюцинаций, расстройств настроения и др., т.е. бред является единственным симптомом заболевания. Такой бред характеризуется хроническим течением, монотематичностью, высокой систематизацией (системой доказательств).

2. Вторичный бред.

1) Острый чувственный бред. Возникает по механизмам бредового осознавания. Больной внезапно «понимает» особый смысл происходящего. Бредовые идеи не имеют доказательств, они фрагментарны (нет системы). Течение острое.

2) Галлюцинаторный бред. Развивается вторично по отношению к галлюцинациям.

3) Аффективный бред. Вторичный бред к расстройствам настроения (депрессия, мания). Во втором и третьем случаях бред также не имеет системы доказательств. Он распадается при устранении первичного расстройства.

 

Формы бреда по содержанию.

1. Персекуторный бред (больной считает, что ему стремятся причинить вред). Бред преследования, воздействия, отношения, отравления, ущерба, ревности, колдовства.

2. Стенический бред. Бред величия, могущества, богатства, бессмертия, реформаторства, изобретательства, знатного происхождения, мессианский бред, любовный бред.

3. Астенический бред. Самообвинения, самоуничижения, обнищания, ипохондрический, бред Котара.

 

5. Особенности расстройств мышления у детей[§].

Навязчивые идеи. У детей встречаются редко и без полной критики.

Первые навязчивости могут возникать в дошкольном возрасте. Чаще всего встречаются фобии (не заберут из детского сада) и двигательные навязчивости в виде тиков. Также дети могут задавать однотипные бесцельные вопросы, не дожидаясь ответов.

В младшем школьном возрасте появляются навязчивые представления (большие двойки). У школьников навязчивые страхи нередко связаны с процессом обучения.

После 10 лет встречаются навязчивый счет и контрастные мысли (стремление произносить бранные слова).

В подростковом возрасте – навязчивые опасения собственной непривлекательности (дисморфофобия), часто встречаются социальные фобии.

Сверхценные идеи в детском возрасте не встречаются, но могут быть сверхценные игры (при детском аутизме) и сверхценные страхи после испуга при неврозе страха. У подростков встречаются сверхценные увлечения и идеи физического недостатка при имеющемся незначительном дефекте внешности.

Бредовые идеи в развернутом виде появляются только после 10 лет. До этого возраста говорят о рудиментах (предвестниках) бреда. Встречаются в виде бредовых страхов, бредоподобных фантазий (с перевоплощением в какой-либо персонаж или жизнью в вымышленном мире). Дошкольный возраст – сильный немотивированный генерализованный страх (форточек, кранов, ветра, шума воды).

Школьный возраст – настороженное отношение к еде (пища плохая, грязная). Могут усматривать в действиях окружающих злой умысел.

После 10 лет впервые возникают идеи преследования, отравления, отношения. При этом бредовые идеи нестойки, отрывочны, отражают возрастные интересы и круг общения. В этом же возрасте появляются идеи величия и бред чужих родителей.

В подростковом возрасте – ипохондрический бред (мнимое заболевание) и дисморфомания.