Слайд №8.
Задание №3.
Задание №2.
Слайд №7.
Слайд №6.
Однокоренные слова.
Иллюстрация: однокоренные слова с корнем –мор-
Приставка и суффикс. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но отличаются приставками и суффиксами.
Тренажер №2.Распределить однокоренные слова и формы одного и того же слова по столбикам.
В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод,
Протекает небосвод –
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
А. Яшин
Прочитать стихотворения.Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в нихокончания.
Вечер зимний в небе синем Проплясали по снегам
Звезды синие зажег. Снежные метели.
Ветки сыплют синий иней Снегири снеговикам
На подсиненный снежок. Песню просвистели.
За ветвями дом синеет, У заснеженной реки,
Крытый синей пеленой. В снежном переулке
Тени ходят по стене Звонко носятся снежки,
Сеткой синеватой. Режут снег снегурки.
В. Фетисов С. Погорельский
Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.
Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.
Разбор слова по составу.
Тренажер №3. Разбор слов по составу.