Выбор стратегии

Стратегические альтернативы

 

1. Ограниченный рост.

Установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия.

2. Рост.

Значительное повышение уровня целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями.

3. Сокращение.

- ликвидация, полная распродажа материальных запасов и активов организации;

- отсечение лишнего, отделение некоторых подразделений и видов деятельности;

- сокращение и переориентация с целью увеличения прибыли;

- сочетание, объединение нескольких стратегий.

 

 

На стратегический выбор влияют следующие факторы:

- риск;

- знание прошлых стратегий;

- реакция на владельцев акций;

- фактор времени;

 

ЛЕКЦИЯ 9

 

Реализация стратегического плана

 

Основными компонентами реализации стратегического плана являются:

1. Тактика.

Необходимо разрабатывать краткосрочные планы, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

2. Политика.

Представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Политика объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливает ориентиры, которым нужно следовать.

3. Процедуры.

Разрабатываются процедуры, в которых используется прошлый опыт для будущих решений. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

4. Правила.

Для решения небольших важных проблем, когда для достижения целей требуется высокая степень подчиненности, руководство использует правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической отдельной ситуации. Правила в отличии от процедур рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос.

 

Управление реализацией стратегического плана

 

Методами согласования планирования и процесса контроля являются бюджеты и управление по целям.

1. Бюджеты.

В планах часто остаются нерешенными следующие вопросы: какие ресурсы имеются, как их следует использовать для достижения целей, какие цели являются достижимыми при данных ресурсах. Для решения этих вопросов используются бюджеты.

Бюджет – это метод распределения ресурсов в количественной форме для достижения количественных целей.

Количественные показатели позволяют увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организаций.

Процесс составления бюджета можно разделить на следующие этапы:

1) Выделение общих целей фирмы.

В этом случае важным вопросом будет прогнозируемый уровень объемов продаж.

2) Подготовка подразделениями оперативных смет.

Сметы рассчитываются на определенный период времени (год, месяц).

3) Анализ и проверка предложений по бюджету.

На данном этапе происходит распределение ресурсов внутри организации.

4) Подготовка итоговых бюджетов.

Ведется постатейный учет ресурсов и используемых фондов.

2. Управление по целям.

Чтобы контроль был эффективным, его следует увязать с планированием. Одним из методов, который имеет возможности объединения контроля и планирования в области ресурсов, является управление по целям.

Управление по целям состоит из следующих взаимозависимых этапов:

1) Выработка целей.

После выработки долгосрочных целей организации, они формулируются для работников следующего более нижнего уровня.

2) Разработка реалистичных планов и их достижение.

Разработка планов действий дает следующие преимущества:

- оценка достижения целей;

- выявление проблем и неожиданных последствий;

- облегчение поиска более эффективных путей достижения целей;

- оценка затрат, разработка бюджетов, календарных планов и ресурсов;

- определение необходимых рабочих взаимоотношений и поддержки;

- выявление непредвиденных обстоятельств при достижении целей.

Этап планирования действий состоит из следующих стадий:

- определение основных задач для достижения целей;

- установление важности взаимосвязей между основными видами деятельности;

- уточнение взаимоотношений и делегирование полномочий для выполнения заданий;

- оценка затрат времени на основные операции;

- определение необходимых ресурсов для каждой операции;

- проверка сроков и коррекция планов действий.

3) Контроль, измерение, оценка работы и результатов.

Необходимо определить степень достижения целей, выявить проблемы и помехи, определить причины проблем, выявить личные потребности работников.

4) Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

В случае не достижения целей, необходимо установить причину и принять меры по корректировке отклонений.