Выбор стратегии
Стратегические альтернативы
1. Ограниченный рост.
Установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия.
2. Рост.
Значительное повышение уровня целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями.
3. Сокращение.
- ликвидация, полная распродажа материальных запасов и активов организации;
- отсечение лишнего, отделение некоторых подразделений и видов деятельности;
- сокращение и переориентация с целью увеличения прибыли;
- сочетание, объединение нескольких стратегий.
На стратегический выбор влияют следующие факторы:
- риск;
- знание прошлых стратегий;
- реакция на владельцев акций;
- фактор времени;
ЛЕКЦИЯ 9
Реализация стратегического плана
Основными компонентами реализации стратегического плана являются:
1. Тактика.
Необходимо разрабатывать краткосрочные планы, которые согласуются с общими долгосрочными планами.
2. Политика.
Представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Политика объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливает ориентиры, которым нужно следовать.
3. Процедуры.
Разрабатываются процедуры, в которых используется прошлый опыт для будущих решений. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
4. Правила.
Для решения небольших важных проблем, когда для достижения целей требуется высокая степень подчиненности, руководство использует правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической отдельной ситуации. Правила в отличии от процедур рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос.
Управление реализацией стратегического плана
Методами согласования планирования и процесса контроля являются бюджеты и управление по целям.
1. Бюджеты.
В планах часто остаются нерешенными следующие вопросы: какие ресурсы имеются, как их следует использовать для достижения целей, какие цели являются достижимыми при данных ресурсах. Для решения этих вопросов используются бюджеты.
Бюджет – это метод распределения ресурсов в количественной форме для достижения количественных целей.
Количественные показатели позволяют увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организаций.
Процесс составления бюджета можно разделить на следующие этапы:
1) Выделение общих целей фирмы.
В этом случае важным вопросом будет прогнозируемый уровень объемов продаж.
2) Подготовка подразделениями оперативных смет.
Сметы рассчитываются на определенный период времени (год, месяц).
3) Анализ и проверка предложений по бюджету.
На данном этапе происходит распределение ресурсов внутри организации.
4) Подготовка итоговых бюджетов.
Ведется постатейный учет ресурсов и используемых фондов.
2. Управление по целям.
Чтобы контроль был эффективным, его следует увязать с планированием. Одним из методов, который имеет возможности объединения контроля и планирования в области ресурсов, является управление по целям.
Управление по целям состоит из следующих взаимозависимых этапов:
1) Выработка целей.
После выработки долгосрочных целей организации, они формулируются для работников следующего более нижнего уровня.
2) Разработка реалистичных планов и их достижение.
Разработка планов действий дает следующие преимущества:
- оценка достижения целей;
- выявление проблем и неожиданных последствий;
- облегчение поиска более эффективных путей достижения целей;
- оценка затрат, разработка бюджетов, календарных планов и ресурсов;
- определение необходимых рабочих взаимоотношений и поддержки;
- выявление непредвиденных обстоятельств при достижении целей.
Этап планирования действий состоит из следующих стадий:
- определение основных задач для достижения целей;
- установление важности взаимосвязей между основными видами деятельности;
- уточнение взаимоотношений и делегирование полномочий для выполнения заданий;
- оценка затрат времени на основные операции;
- определение необходимых ресурсов для каждой операции;
- проверка сроков и коррекция планов действий.
3) Контроль, измерение, оценка работы и результатов.
Необходимо определить степень достижения целей, выявить проблемы и помехи, определить причины проблем, выявить личные потребности работников.
4) Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.
В случае не достижения целей, необходимо установить причину и принять меры по корректировке отклонений.