Выполнение заданий

Задание 1.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (основное назначение текста, языковые особенности).

Высокой прочностью обладают сплавы алюминия с другими металлами. Из них широкое применение нашёл дюралюминий, состоящий из 94% алюминия, 5% меди, 0,5% магния, 0,5% марганца. Температура плавления его 6500С. Плотность дюралюминия втрое меньше плотности стали, а сопротивляемость разрыву такая же, как у некоторых сортов стали.

Сплавы, подобные дюралюминию, идут на изготовление отдельных частей автомобилей, самолётов, судов.

Задание 2.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (основное назначение текста, языковые особенности).

А.Твардовский обладает удивительным, я бы сказал, завидным даром разговаривать со своим читателем. Поэтическая речь А. Твардовского течет очень свободно, очень естественно, без всякого нажима. Она лишена той внешней поэтической условности (или даже вычурности), которая у некоторых поэтов превращает стихи в нечто надуманное, ненастоящее, нарочитое, в нечто такое, чему плохо верится и что плохо воспринимается. В то же время речь А. Твардовского на редкость точна, красочна, глубока и поэтична в самом высоком смысле.

А.Твардовский всегда писал и пишет на большие темы нашей современности. И в этом – еще одна отличительная черта умной, талантливой, проникновенной поэзии А. Твардовского.

Задание 3.Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Шымкенте сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17 °С.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.

Задание 4.Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в университете, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании, на конференции.

Задание 5. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля речи.

1)В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 2) Резкое торможение автомобиля на скользких участках дороги может привести к заносу и опрокидыванию. 3) Оплата заказа гарантируется. 4) В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие неисправностей в системе электропроводки. 5) Ржавлению подвержено большинство материалов, непокрытых каким-либо защитным слоем.

Задание 6.Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги:

В целях, в отношении, в силу, в связи, в соответствии с течение, во избежание, на основании.

Задание 7.Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными.
Образец: разрешить спор, вопрос, проблему.

Вынести, высказать, достичь, заслушать, затребовать, избежать, наладить, обеспечить, объявить, предоставить, признать, реализовать, составить, уделить, проявить.

Задание 8.Укажите глаголы, с которыми сочетаются данные существительные.

Образец: акт – составить, предъявить; апелляция - написать, подать.

Анкета, благодарность, виза, выговор, дело, договор, доклад, документ, заявка, иск, письмо, повестка, расписка, рекомендация, решение, характеристика.

Задание 9.Выясните лексическое значение следующих слов: гуманный, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, гражданственность, объективность.

Задание 10.Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.

Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты.

Задание 11.В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии, часто используются перифразы (вспомните, что это такое).

Подберите перифразы к данным словам:

врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

Задание 12.Используя словарь литературоведческих терминов (либо толковый словарь), дайте определение следующим словам: заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение, статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор.