Вопрос 3: Психологический анализ деятельности
Детерминация психического отражения
Этапы развития психики
(по А.Н. Леонтьеву «проблемы развития психики»)
1 этап: возникновение элементарной сенсорной психики (элементарной чувствительности) - способности отражения отдельных свойств среды (эта способность называется способностью к ощущению)и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.) Т.о. Первичной (генетически исходной) формой отражения является ощущение. В ощущении отражаются самые общие свойства внешнего объекта
Виды чувствительности человека: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная, температурная, и др.
2 этап: психическое отражение действительности животными в виде целостных образов предметов - возникновение перцептивной (восприятие) психики. Животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3 этап: этап интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Элементарную форму отражения в форме интеллекта можно отметить даже у крыс. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности - человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей, действует только в пределах наглядной ситуации.
Основные этапы развития психики | Особенности психического отражения | Основные этапы развития поведения животных |
Стадия элементарной сенсорной психики | Отражение отдельных свойств объекта | Инстинкты - врожденные формы реагирования на определенные условия среды |
Стадия перцептивной психики | Предметное восприятие | Навыки - формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных |
Стадия интеллектуальной психики | Отражение ситуации в целом | Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи |
1. Изменение условий существования животного вызывает
2. Изменение строения деятельности животного создает необходимость
3. Изменения органов и функций приводит
4. Возникновению более высокой формы психического отражения.
вывод : каково объективное строение деятельности животного, такова и форма отражения им действительности.
Любой биологический организм обладает активностью. Активность - родовая категория. Вещество от существа отличается наличием активности (вещество пассивно). Деятельность -это специфическая форма активности субъекта, направленная на изменение во внешней среде и регулируемая сознательно поставленной целью для удовлетворения определенной потребности
Критерии деятельности:
1. Направленность. (то, на что она направлена, называется предметом деятельности)
2. Предметность (определяется вид деятельности) психологически предмет деятельности определяется как ее подлинный мотив.
Структурные единицы деятельности:
1. Мотив - то, что побуждает человека к деятельности
2. Целенаправленность, предмет
3. Цель - сознательный образ желаемого результата деятельности
Теперь необходимо обсудить: а откуда берутся цели? Что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления?
Для ответа на эти вопросы нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов.Анализ потребностей лучше начать с их органических форм.
В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности.
Вот эти состояния объективной нужды организма чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями.
Таковы потребности в воде, пище, кислороде. Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек, то к этому списку необходимо еще добавить потребность в контактах с себе подобными( и в первую очередь со взрослыми индивидами) и потребность во внешних впечатлениях или, говоря с широком смысле, познавательная потребность. Обе эти потребности обнаруживаются у ребенка очень рано, буквально в первые недели жизни.
Теперь обратимся к связи потребности с деятельностью.
Здесь сразу необходимо выделить 2 этапа в жизни каждой потребности.
1 этап -период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность,
2 этап -после этой встречи.
На первом этапе потребностное состояние выражается в поиске предмета удовлетворения потребности, переборе различных предметов.
В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.Это очень важное событие, т.к. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотиви определяется как предмет потребностиили опредмеченная потребность.
Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной потребностью, потребностью именно в данном предмете. И теперь все действия собираются вокруг этого предмета, а это - типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие.И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особой деятельностьюили особым видом деятельности.Особые виды деятельности хорошо известны. Обычно выделяют игровую, трудовую, учебную, воспитательную виды деятельности.
Если мотив и цель совпадают, то результат выше. Критерием успешности деятельности является смещение мотива на цель.
Цель (по способу описания) - объективная характеристика. Наиболее глобальные цели задаются извне.
Деятельность человека предопределяет расширение его предметной среды, его потребностей, а также потенциальных возможностей, которое приводит к новому изменению его потребностей.