Антистрессовое руководство
Профилактика стрессов в производственных ситуациях
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой “вертикаль” деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два “фронта”: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
- Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествамобъема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
- Не пренебрегайте “бюрократией”, то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
- Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)
- Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
- При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
- Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.