Инвентаризация

 

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и от­четности предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В практике различают четыре вида инвентаризации:

1) частичная — бывает 1 раз в год для каждого объекта (один или несколько видов имущества);

2) периодическая (плановая) — проводится в конкретные сро­ки в зависимости от вида и характера имущества;

3) полная — это проверка всех вдов имущества предприятия. Проводится она в конце года перед составлением годового отче­та, при полной ревизии, по требованию следственных органов;

4) выборочная (внеплановая) — проводится на отдельных уча­стках производства или при проверке работы материально ответ­ственных лиц.

Проведение инвентаризации обязательно:

− при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а так­же преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

− перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

− при смене материально ответственных лиц;

− при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;

− в случае пожара или стихийных бедствий;

− при реорганизации или ликвидации предприятия.

Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:

− по основным средствам — 1 раз в 3 года, а по библиотеч­ным фондам 1 раз в 5 лет;

− по капитальным вложениям — 1 раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

− по незавершенному производству, готовой продукции, по­луфабрикатам собственного производства, сырью, материа­лам — 1 раз в год, но не ранее 1 октября отчетного года;

− по товарам, сырью, материалам в районах Крайнего Севера в период наименьших остатков;

− по денежным средствам в кассе, на расчетном счете, креди­там, займам — 1 раз в месяц на 1 -е число каждого месяца.

Инвентаризация проводится постоянно действующей инвен­таризационной комиссией, в состав которой включаются пред­ставители администрации, работники бухгалтерии, специалисты.

Имущество проверяется при обязательном присутствии мате­риально ответственного лица.

Материально-ответственные лица сдают в бухгалтерию к на­чалу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают расписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материаль­ные ценности сданы в бухгалтерию и что не оприходованных или не списанных в расход ценностей нет.

Фактическое наличие ценностей по каждому виду записыва­ется в инвентаризационные описи. Заполняются они чернилами, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их про­черкивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (из­лишек или недостача).

По окончании инвентаризации комиссия составляет Акт, отмечая в нем свои решения и предложения, который ут­верждает руководитель предприятия.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются:

Д-т 01, 10, 50 и др. К-т 91.

Недостачу материальных ценностей в пределах норм естест­венной убыли относят на издержки производства (обращения) — Д-т 20 (44) К-т 94.

Недостача материальных ценностей сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:

Д-т 94 К-т 10;

Д-т 73-2 К-т 94.

Недостача прочего имущества и его порча относится на ви­новных лиц:

Д-т 94 К-т 50, 01,43, 41;

Д-т 73-2 К-т 94.

В тех случаях, когда виновные лица не установлены, — не­достачи списываются на расходы предприятия — Д-т 91 К-т 94.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.