Бухгалтерские документы и их назначение
Глава 6. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6.1. Бухгалтерские документы и их назначение
6.2. Классификация документов
6.3. Документооборот
6.4. Способы исправления ошибочных записей в документах и учетных регистрах
6.5. Инвентаризация
Финансово-хозяйственные операции должны быть должным образом оформлены на основании составленных оправдательных документов. Данные документы являются первичной учетной информацией, используя которую ведется бухгалтерский учет.
Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций. При этом осуществляется сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в момент (либо сразу по окончании) их совершения.
Таким образом, документация является одной из особенностей бухгалтерского учета, где записи производятся только на основании первичных документов.
Первичный документ — оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Первичные (так же как и сводные) учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Носителями информации могут быть диски, магнитные ленты и др. в зависимости от оснащенности предприятия.
Первичные документы должны составляться на русском языке средствами, обеспечивающими сохранение записей длительное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи зачеркиваются тонкой чертой с надписанием правильного текста, и оговоркой об исправлении). Но следует помнить: в денежных документах исправления не допускаются. В случае обнаружения ошибки при составлении первичных учетных документов могут быть внесены исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций.
При поступлении в бухгалтерию первичные документы обязательно проверяют по форме, арифметически и по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, производится подсчет сумм.
Любой документ должен содержать показатели, которые в бухгалтерском учете называют реквизитами. Реквизиты подразделяются на обязательные и дополнительные.
Обязательные реквизиты обеспечивают документам юридическую силу. К ним относятся:
− наименование документа (формы), код формы, дата составления;
− наименование организации, от имени которой составлен документ;
− содержание хозяйственной операции;
− измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
− наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
− личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документов. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены следующие дополнительные реквизиты:
− номер документа;
− расчетные счета организации;
− основание для совершения хозяйственной операции.
В зависимости от места расположения тех или иных реквизитов в документах форма документов может быть:
− зональной. Документ при построении по данной форме разграфлен на отдельные зоны. Каждый реквизит размещается в своей зоне, которая является постоянной для данного типа документов, что облегчает работу с ними непосредственному исполнителю;
− анкетной. Предполагает размещение названия реквизитов в левой стороне документа, заполнение их один под другим и сверху вниз;
− табельной. Является продолжением зональной формы. В ней реквизиты расположены по вертикали и горизонтали с выделением для каждой группы нескольких строк, образующих самостоятельную таблицу (матрицу);
− комбинированной. Сочетает признаки построения ранее рассмотренных форм — зональной, анкетной и табельной.
В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на:
− типовые — предназначены для регистрации однородных, распространенных хозяйственных операций (формы кассовых ордеров — № КО-1, № КО-2, кассовой книги — № КО-4 и др.);
− специализированные — для регистрации узкоспециализированных операций (например, в автотранспортных предприятиях карта учета работы автомобиля).