Метод бухгалтерского учета

Классификация объектов бухгалтерского учета

 

Активы (имущество) разделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

К внеоборотным активам относятся:

− основные средства, оборудование к установке;

− нематериальные активы;

− доходные вложения в материальные ценности;

− незавершенные вложения во внеоборотные активы;

− финансовые вложения и др.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из:

− запасов;

− денежных средств;

− финансовых вложений;

− средств в текущих расчетах и др..

Внеоборотные активы (основной капитал)

Основные средства это средства труда, с помощью которых человек в процессе производства оказывает воздействие на пред­мет труда с целью получения в конечном итоге определенной продукции (работ, услуг).

Особенностью основных средств является их функциониро­вание в неизменной натуральной форме в течение длительного времени в процессе производства и постепенное перенесение своей стоимости на производимую продукцию в виде амортиза­ционных отчислений.

К основным средствам в бухгалтерском учете относят ту часть средств труда, которая используется длительное время (бо­лее 12 месяцев) при соблюдении некоторых условий. К ним от­носятся здания и сооружения, машины и оборудование, инстру­менты, транспортные средства и т. д.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного поль­зования (сроком более 12 месяцев), не имеющие материально-ве­щественной структуры, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход. При этом, кроме того, должны соблюдаться следующие условия: возможность идентификации; наличие над­лежаще оформленных документов, подтверждающих существова­ние актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственном кругообороте капитала, относят права, возникающие:

· из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др.;

· из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки, торговые марки, «ноу-хау»;

· права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы при создании предприятия.

В составе нематериальных активов могут учитываться также деловая репутация организации. К ним не относятся интеллектуальные и деловые качества персонала, квалификация и способность к труду.

Нематериальные активы могут переносить свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

Доходные вложения в материальные ценности - это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование.

Вложения во внеоборотные активы являются главным источни­ком появления у предприятий нового имущества, учитываемого в составе основных средств. Они представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных сновым строительством (включая реконструкцию и перевооружение предприятия), приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

Финансовые вложения - это инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более одного года считают долгосрочными, на срок до одного года - краткосрочными. В состав внеоборотных активов включают только долгосрочные финансовые вложения.

К таким вложениям относятся:

− средства, направленные в качестве долевого участия в ус­тавные капиталы других организаций, созданных на терри­тории страны и за рубежом;

− средства, направленные на приобретение акций и облига­ций других организаций на долговременной основе;

− долгосрочные займы (свыше одного года), выданные дру­гим организациям под долговые обязательства;

− прочие виды размещения свободных денежных средств с целью извлечения дохода на долговременной основе.

Оборотные активы (оборотный капитал)

К оборотным активам относятся сырье, материалы, топли­во и другие ценности. Используют их в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы также включа­ются готовая продукция и незавершенное производство.

В состав запасов включаются предметы труда, используемые в произ­водстве или для хозяйственных (управленческих) нужд организа­ции (сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты), животные на выращивании и откорме, готовая продукция (конечный резуль­тат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответст­вуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством) и товары, которые предназначены для продажи (т. е. находящиеся на складе) и от­груженные покупателям, а также незавершенное производство (работы и продукция, не прошедшая всех фаз обработки) и рас­ходы будущих периодов (затраты, произведенные в текущем от­четном периоде, но относящиеся к следующим периодам).

Денежные средства представляют собой сумму наличных средств и денежных документов в кассе организации, а также средств на расчетных и других (например, валютных) счетах в банках. Оборотные активы обеспечивают возможность участия в расчетах: денежными средствами производятся расчеты с поку­пателями и поставщиками по задолженности, с рабочими и слу­жащими по заработной плате, с финансовыми органами (в ос­новном посредством безналичных перечислений). При этом наличными средствами расчеты могут осуществляться в пределах лимитов, в пределах установленного лимита могут находиться также наличные деньги в кассе предприятия.

К оборотным активам относятся финансовые активы — вложения (инвестиции) на приобретение краткосрочных финан­совых вложений на срок не более одного года. К ним относятся предоставленные другим организациям займы, средства на депо­зитных счетах банков, ценные бумаги (акции, облигации и мест­ные займы), векселя, а также сберегательные сертификаты и др.

К средствам в расчетах относятся различные виды дебитор­ской задолженности организаций, юридических и физических лиц перед предприятием, под которой понимается сумма долгов других предприятий данной организации (например, покупате­лей и заказчиков за купленную у данной организации продук­цию) или лиц (например, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы), а также перечисленных поставщикам и подрядчикам авансов и т. д. Должники при этом называются де­биторами.

Кроме активов, объектами изучения бухгал­терского учета являются капитал и обязательства (источники формирования имущества). Они, явля­ясь пассивом предприятия, подразделяются на собственные и заемные. Источники собственных средств(собственный капитал)составляют в денежном вы­ражении материальную базу организации. К ним относятся: уставный (складочный), резервный, добавочный капиталы и нераспределенная прибыль.

Уставный (складочный) капитал организации представляет собой собственный первоначальный капитал организации, кото­рым наделяется организация в момент ее создания (регистра­ции) за счет полученных от учредителей средств в виде их вкла­дов (взносов в денежном выражении) в соответствии с учредительными документами, т. е. стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями в счет своего вклада в момент образования предприятия.

При этом формируется уставный капитал в зависимости от вида собственности и организационно-правовой формы пред­приятия и может быть изменен в процессе деятельности органи­зации. Уставный фонд создается за счет паевых взносов, взносов учредителей, проданных акций.

Резервный капитал создается в процессе деятельности организации посредством отчислений от чис­той прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации.

Используется резервный капитал на:

− покрытие непредвиденных (возможных) убытков и потерь организации за отчетный год при отсутствии иных источ­ников покрытия;

− выплату доходов учредителям при недостаточности или от­сутствии годовой прибыли для этих целей;

− погашение облигаций предприятия и выкуп собственных акций.

Добавочный капитал формируется как прирост стоимости внеоборотных активов организации (основных средств, объектов капитального строительства), выявляемый в результате их пере­оценки. Переоценка проводится в установленном законодатель­ством порядке (например, не чаще одного раза в год).

К добавочному капиталу в акционерных обществах относят также полученную выше номинальной стоимости размещенных акций сумму — эмиссионный доход общества. При этом разница между продажной и номинальной стоимостью акций может быть выручена как при учреждении общества, так и при последующем увеличении уставного капитала.

Прибыль представляет собой прибыль отчетного года и про­шлых лет — капитал, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов, пеней, штрафов, неустоек.

Это внутренний источник финансирования долговременного характера, состоящий в суммировании не выплаченной учреди­телям в форме дивидендов прибыли. При этом нераспределенная прибыль отчетного года и прибыль прошлых лет в учете обо­собленно теперь не отражается. Организации должны следить за состоянием и движением средств нераспределенной прибыли. Для этого в разрезе счета по учету нераспределенной прибыли могут быть открыты отдельные субсчета (например, «Прибыль, подлежащая распределению», «Нераспределенная прибыль в об­ращении», «Нераспределенная прибыль использованная»).

Источники заемных средств (обязательства) поступают в распоряжение организации на некоторый фиксированный срок, по истечении которого эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они от­носятся к внешним источникам ресурсов предприятия.

Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность.

К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не бо­лее 12 месяцев) относятся:

• краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц;

• краткосрочные кредиты банков;

• кредиторская задолженность поставщикам за товарно-ма­териальные ценности, работникам по оплате труда, финан­совым органам и фондам социального страхования и обес­печения по налогам, взносам и сборам, другим юридиче­ским и физическим лицам.

В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения бо­лее 12 месяцев) отражаются:

• долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производствен­ные запасы);

• долгосрочные кредиты банков;

• прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные - на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и др.

Кредиторская задолженность - это задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.

Заемные средства - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до одного года, являются краткосрочными, а на срок более одного года - долгосрочными.

Обязательства по распределению - это задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования по страховым взносам, и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Рассмотренная классификация лежит в основе составления бухгалтерского баланса.

 

 

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов, с помощью которых производятся наблюдение, измерение, регистрация и обобщение информации о видоизменениях капитала в процессе его кругооборота. Метод бухгалтерского учета зависит от изучаемого предмета, от поставленных перед учетом задач и требований, предъявляемых к нему, а так­же объектов, подвергаемых контролю.

Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета не­посредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

− документация;

− инвентаризация;

− счета и двойная запись;

− баланс и отчетность;

− оценка и калькуляция.

Документация - это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Согласно ст. 9 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Первоочередные требования к документам — своевремен­ность составления, полнота и достоверность информации, обес­печивающие возможность предварительного и текущего контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета че­рез проверку позволяет определить фактическое наличие мате­риальных ценностей и денежных средств. Инвентари­зация проводится путем подсчета, обмера, взвешивания ценностей, и сопоставления полученных данных с данными бухгалтерского учета. Она или подтвер­ждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность соб­ственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, являют­ся способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых опера­ций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фик­сируются в денежном измерителе, а при необходимости исполь­зуются натуральные и трудовые измерители.

Двойная запись — способ регистрации хозяйственных опера­ций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возмож­ность контроля за правильностью отражения операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой опе­рации. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующими.

Бухгалтерский баланс - способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении (система показате­лей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определен­ную дату в единой денежной оценке). Баланс является основной отчетной фор­мой, которая характеризует размер имущества и финансовое со­стояние предприятия.

Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов на­ходят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые — в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива балан­са находится в соот­ветствии с суммой всех статей пассива баланса.

Данные баланса используются для контроля и анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, раз­мещения средств, и пр.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обоб­щающих технико-экономических показателей. Она предназначе­на намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели долж­ны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осу­ществляется оценка в денежном выражении. Оценка активов базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные принципы оценки устанавливаются правительст­вом (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к ис­пользованию; готовая продукция — по производственной или нормативной себестоимости; материалы — обычно по заготови­тельной себестоимости с включением транспортно-заготовитель-ных расходов; товары — по оптовым или розничным ценам).

Калькуляция необходима для осуществления контроля и уста­новления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценно­стей, произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведен­ные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Следует отметить, что перечисленные приемы применяются в ор­ганической связи друг с другом. Учет начинают с документирования операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, ис­пользуют денежную оценку; для их проверки и уточнения при­меняют инвентаризацию. Уточненные данные счетов использу­ют для исчисления себестоимости путем калькуляции, для со­ставления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.