Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ
Коммуникативными умениями
Организаторскими умениями
Конструктивными умениями
Проектировочными умениями
Гностическими умениями
Воспитатель должен обладать
1. Определенным уровнем знаний:
- Знание методик воспитания и обучения дошкольников.
- Знание психологии дошкольника.
- Знание индивидуально-психологических особенностей детей.
- Знание психологии детского коллектива.
- Знание нормативных документов.
- Знание вариативных программ и педагогических технологий.
- Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.
- Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка.
- Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания.
- Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
- Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.
- Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми.
- Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников.
- Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков.
- Рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому.
- Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики его развития.
- Организация занятий, кружков с учетом интересов детей.
Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты:
- Воспитатель – дети (требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми, умение найти в ребенке наиболее сильные положительные стороны его личности, предотвращение и разрешение конфликтов)
- Воспитатель – родители.
- Воспитатель – воспитатель (уравновешенность, требовательность, справедливость, чуткость отзывчивость, доброжелательность, искренность и др.)
14. Требования к речи воспитателя и детей.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, потому, что дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Культурные и методические требования к речи педагога:
- строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
- владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей,
- умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.