Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
Схема №23. Классификация финансовых правоотношений по различным основаниям.
Схема №22. Структура финансовых правоотношений.
Схема №21. Классификация субъектов финансового права.
Финансовые правоотношения.
Опр. Финансовые правоотношения – урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности ПТО, участники которых обладают соответствующими правами и обязанностями.
Т.е. финансовые правоотношения – только часть отношений, возникающих в процессе ФД ПТО.
Особенности (признаки) финансовых правоотношений (отделяющие их от других):
1) Возникают и развиваются в сфере ФД ГиМО,
2) Один из субъектов всегда государство или МО, вступающее в отношения через специальные органы.
3) Объект - деньги или денежные обязательства, по поводу формирования доходов и расходов государства.
4) Права и обязанности субъектов правовых отношений определяются не договором, а законом или подзаконными актом.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.
К юридическим фактам в финансовом праве относятся:
1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;
2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).
Элементы финансовых правоотношений (схема №22) - Субъект, объект и содержание.
Субъект ФПО и субъект ФП обычно совпадают, но не всегда (в отношениях по поводу государственного кредита РФ действует в лице Правительства, но ответственность несет не Правительство, а РФ).
Объект ФПО – то, на что направлено поведение участников отношения.
Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 3 группы:
· Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,
· Законы, (постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты,
· Государственный финансовый контроль.
Содержание ФПО – права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов.
Финансово-правовые отношения разнообразны, их можно группировать различными способами.
Классификация ФПО по различным основаниям(схема №23):
1) По основным функциям права:
· Регулятивные,
Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем:
а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей,
б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования,
в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.
· Охранительные.
2) По содержанию ФП нормы:
· Материальные,
· Процессуальные.
3) По материальному содержанию(в зависимости от деления на финансово-правовые институты):
· Бюджетные,
· По формированию и использованию бюджетов внебюджетных фондов,
· По финансам государственных и муниципальных предприятий,
· Налоговые,
· По неналоговым платежам,
· По государственному долгу,
· По сметно-бюджетному финансированию,
· По государственному внебюджетному финансированию,
· По бюджетным кредитам,
· По государственному страхованию,
· По денежному обращению,
· По валютному контролю.
4) По особенностям объекта(в зависимости от экономического содержания):
· Имущественные или Финансовые отношения (опосредующие движение денежных средств - налог, бюджетный кредит),
· Неимущественные или Нефинансовые отношения (не осуществляется движение денежных средств - проект бюджета, закон о бюджете).
5) По особенностям способа индивидуализации субъектов:
· относительные - правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия (например, отношения между распорядителем и получателем бюджетных средств),
· абсолютные (пример – каждый обязан платить налоги).
6) В зависимости от функций финансовой деятельности- отношения, возникающие:
· в ходе мобилизации денежных средств в ГиМ фонды,
· в ходе распределения финансовых ресурсов ГиМО,
· в ходе использования финансовых ресурсов ГиМО,
· в ходе контроля за движением финансовых ресурсов ГиМО,
· в связи с денежной эмиссией.
Особенность финансовой деятельности – ее осуществляют все Органы государственной власти в пределах своей компетенции.
Например,
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы (ст.84 Конституции РФ).
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе проект бюджета и обеспечивает его исполнение. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 Конституции РФ).
Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии и т.д. (ст.105, 106 Конституции РФ)
Представительные и исполнительные органы на местах выполняют функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Специальные органы государственной власти:
1) Минфин РФ;
2) Федеральное казначейство РФ (федеральная служба);
3) Федеральная налоговая служба;
4) Федеральная таможенная служба,
5) Центральный банк РФ – не орган государственной власти,
1) Министерство финансов РФ – (ПОСТАНОВЛЕНИЕ правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
В структуру Министерства Финансов РФ входят Подведомственные органы (ниже).
Минфин - осуществляет координацию и контроль над ними:
· Федеральной налоговой службы,
· Федеральной службы страхового надзора,
· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
· Федеральной службы по финансовому мониторингу,
· Федеральное казначейство РФ.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.
Основные задачи Минфина РФ: (по ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 7 апреля 2004 г. № 185)
выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
2) Федеральное казначейство РФ – (образовано указом президента РФ №1556 от 8.12.1992) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
П О Л О Ж Е Н И Е о Федеральном казначействе УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Казначейство (полномочия):
· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
· открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета
· открывает и ведет лицевые счета распорядителей, и получателей средств федерального бюджета;
· составляет и представляет в Минфин РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;
· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
· и т.д.
3) Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору:
· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах,
· за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, и иных обязательных платежей,
· за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции,
· за соблюдением валютного законодательства РФ.
П О Л О Ж Е Н И Е о ФНС УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Полномочия. Федеральная налоговая служба:
· осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей,
· выдает лицензии на производство, хранение и оборот алкогольной продукции табачных изделий,
· регистрирует контрольно-кассовую технику,
· ведет учет всех налогоплательщиков;
· бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,
· и другие.
4) Центральный банк РФ – главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Действует в соответствии с ФЗ от 2.12.90 «О ЦБ РФ» (в ред. ФЗ от 8.07.99 №136-ФЗ). ЦБ – юридическое лицо, уставный капитал и все имущество ЦБ – федеральная собственность. ЦБ подотчетен Государственной думе, но независим в своей деятельности в пределах своих полномочий. Председатель ЦБ назначается Госдумой.
Задачи ЦБ:
· Защита и обеспечение устойчивости рубля,
· Развитие и укрепление банковской системы РФ,
· Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли – НЕ является целью ЦБ РФ.
Практикум по общей части Финансового Права.
Вопросы для самостоятельной работы – Впишите ответы самостоятельно.
Открытые вопросы для тестов (предполагается 4 варианта ответов).
1. Термин «финансы» в теории финансового права подразумевает…
2. Термин «Финансы» как экономическая категория – это:
3. Централизованные денежные фонды государства – это:
4. Специфическими признаками финансов являются:
5. Понятие «Финансовая система РФ» означает:
6. Функциями финансов являются:
7. При классификации финансов по административно-территориальному признаку, выделяют:
8. Функциями финансовой деятельности государства являются:
9. Какова цель финансовой деятельности государства:
10. Термин «финансовая деятельность государства» означает:
11. Что является объектом финансовой деятельности ПТО?
12. При осуществлении финансовой деятельности используются средства:
13. При образовании государственных финансовых ресурсов применяются методы:
14. При распределении государственных финансовых ресурсов применяются методы:
15. При использовании государственных финансовых ресурсов применяются методы:
16. Назовите общие способы (методы) финансовой деятельности ПТО:
17. Какие методы образования денежных фондов ПТО носят императивный характер:
18. Назовите основной метод аккумулирования денежных средств ПТО:
19. Назовите основные принципы финансовой деятельности государства:
20. В соответствии с классификацией отраслей права, финансовое право относится к:
21. В соответствии с классификацией отраслей права, бюджетное право относится к:
22. Субинститут финансового права – это:
23. Финансовое право как отрасль права представляет собой:
24. К предмету финансового права как отрасли права относятся:
25. Особенностями основного метода Финансового Права являются:
26. Назовите основной метод регулирования отношений, составляющих предмет финансового права:
27. Какой критерий является определяющим при разграничении финансового и гражданского правоотношения:
28. Что относится к источникам финансового права:
29. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие порядок кредитования Центральным банком РФ коммерческих банков, относятся к:
30. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие направления расходования бюджетных средств и их объемы, относятся к:
31. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие порядок прохождения закона о бюджете в Государственной Думе, относятся к:
32. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по времени действия, нормы, определяющие порядок прохождения закона о бюджете в Государственной Думе, относятся к:
33. При классификации финансово-правовых норм по характеру диспозиций, выделяют:
34. Финансово-правовые нормы, определяющие порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае, называются:
35. В чем состоит особенность финансово-правовых норм:
36. Что является специфическим (отличительным) признаком финансово-правовых норм:
37. Что такое «финансовые правоотношения»?
38. Финансовые правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия, называются:
39. Классифицируя правоотношение между субъектом РФ и муниципальным образованием в связи с выделением последнему трансфертов, можно утверждать, что оно является (каким?):
40. Классифицируя правоотношение между Правительством РФ и Госдумой РФ в связи с передачей на рассмотрение проекта федерального бюджета, можно утверждать, что оно является (каким?):
41. Классифицируя правоотношение по поводу уплаты предприятием в федеральный бюджет недоимки и пени по налогу, можно утверждать, что оно является (каким?):
42. К объектам финансового права относятся отношения в сфере:
43. Объектом финансового права выступают:
44. К коллективным субъектам финансового права, относятся:
45. К субъектам финансового права относятся:
46. Финансовые правоотношения НЕ могут возникнуть между:
47. Федеральное казначейство РФ – это:
48. Назовите специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность:
49. Что входит в структуру Министерства финансов РФ:
Закрытые вопросы – ВЕРНО/ НЕВЕРНО.
Закрытые вопросы – ВЕРНО/ НЕВЕРНО.