Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.

Схема №23. Классификация финансовых правоотношений по различным основаниям.

Схема №22. Структура финансовых правоотношений.

Схема №21. Классификация субъектов финансового права.

 

 


Финансовые правоотношения.

Опр. Финансовые правоотношения – урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности ПТО, участники которых обладают соответствующими правами и обязанностями.

 

Т.е. финансовые правоотношениятолько часть отношений, возникающих в процессе ФД ПТО.

 
 

 


Особенности (признаки) финансовых правоотношений (отделяющие их от других):

1) Возникают и развиваются в сфере ФД ГиМО,

2) Один из субъектов всегда государство или МО, вступающее в отношения через специальные органы.

3) Объект - деньги или денежные обязательства, по поводу формирования доходов и расходов государства.

4) Права и обязанности субъектов правовых отношений определяются не договором, а законом или подзаконными актом.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

Элементы финансовых правоотношений (схема №22) - Субъект, объект и содержание.

Субъект ФПО и субъект ФП обычно совпадают, но не всегда (в отношениях по поводу государственного кредита РФ действует в лице Правительства, но ответственность несет не Правительство, а РФ).

Объект ФПО – то, на что направлено поведение участников отношения.

Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 3 группы:

· Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

· Законы, (постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты,

· Государственный финансовый контроль.

Содержание ФПО – права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов.

 
 

 

 


Финансово-правовые отношения разнообразны, их можно группировать различными способами.

Классификация ФПО по различным основаниям(схема №23):

1) По основным функциям права:

· Регулятивные,

Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем:

а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей,

б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования,

в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.

· Охранительные.

2) По содержанию ФП нормы:

· Материальные,

· Процессуальные.

 

 

 


3) По материальному содержанию(в зависимости от деления на финансово-правовые институты):

· Бюджетные,

· По формированию и использованию бюджетов внебюджетных фондов,

· По финансам государственных и муниципальных предприятий,

· Налоговые,

· По неналоговым платежам,

· По государственному долгу,

· По сметно-бюджетному финансированию,

· По государственному внебюджетному финансированию,

· По бюджетным кредитам,

· По государственному страхованию,

· По денежному обращению,

· По валютному контролю.

4) По особенностям объекта(в зависимости от экономического содержания):

· Имущественные или Финансовые отношения (опосредующие движение денежных средств - налог, бюджетный кредит),

· Неимущественные или Нефинансовые отношения (не осуществляется движение денежных средств - проект бюджета, закон о бюджете).

5) По особенностям способа индивидуализации субъектов:

· относительные - правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия (например, отношения между распорядителем и получателем бюджетных средств),

· абсолютные (пример – каждый обязан платить налоги).

6) В зависимости от функций финансовой деятельности- отношения, возникающие:

· в ходе мобилизации денежных средств в ГиМ фонды,

· в ходе распределения финансовых ресурсов ГиМО,

· в ходе использования финансовых ресурсов ГиМО,

· в ходе контроля за движением финансовых ресурсов ГиМО,

· в связи с денежной эмиссией.

 

Особенность финансовой деятельности – ее осуществляют все Органы государственной власти в пределах своей компетенции.

Например,

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы (ст.84 Конституции РФ).

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе проект бюджета и обеспечивает его исполнение. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 Конституции РФ).

Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии и т.д. (ст.105, 106 Конституции РФ)

Представительные и исполнительные органы на местах выполняют функции в области финансов в пределах своей компетенции.

 

Специальные органы государственной власти:

1) Минфин РФ;

2) Федеральное казначейство РФ (федеральная служба);

3) Федеральная налоговая служба;

4) Федеральная таможенная служба,

5) Центральный банк РФ – не орган государственной власти,

 

1) Министерство финансов РФ – (ПОСТАНОВЛЕНИЕ правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

В структуру Министерства Финансов РФ входят Подведомственные органы (ниже).

Минфин - осуществляет координацию и контроль над ними:

· Федеральной налоговой службы,

· Федеральной службы страхового надзора,

· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

· Федеральной службы по финансовому мониторингу,

· Федеральное казначейство РФ.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

 

Основные задачи Минфина РФ: (по ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 7 апреля 2004 г. № 185)

выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

 

2) Федеральное казначейство РФ – (образовано указом президента РФ №1556 от 8.12.1992) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

П О Л О Ж Е Н И Е о Федеральном казначействе УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейство (полномочия):

· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

· открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета

· открывает и ведет лицевые счета распорядителей, и получателей средств федерального бюджета;

· составляет и представляет в Минфин РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

· и т.д.

 

3) Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору:

· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах,

· за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, и иных обязательных платежей,

· за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции,

· за соблюдением валютного законодательства РФ.

П О Л О Ж Е Н И Е о ФНС УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506

 

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

 

Полномочия. Федеральная налоговая служба:

· осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей,

· выдает лицензии на производство, хранение и оборот алкогольной продукции табачных изделий,

· регистрирует контрольно-кассовую технику,

· ведет учет всех налогоплательщиков;

· бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,

· и другие.

 

4) Центральный банк РФ – главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Действует в соответствии с ФЗ от 2.12.90 «О ЦБ РФ» (в ред. ФЗ от 8.07.99 №136-ФЗ). ЦБ – юридическое лицо, уставный капитал и все имущество ЦБ – федеральная собственность. ЦБ подотчетен Государственной думе, но независим в своей деятельности в пределах своих полномочий. Председатель ЦБ назначается Госдумой.

Задачи ЦБ:

· Защита и обеспечение устойчивости рубля,

· Развитие и укрепление банковской системы РФ,

· Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли – НЕ является целью ЦБ РФ.

 


Практикум по общей части Финансового Права.

 

Вопросы для самостоятельной работы – Впишите ответы самостоятельно.

 

 

 

Открытые вопросы для тестов (предполагается 4 варианта ответов).

1. Термин «финансы» в теории финансового права подразумевает…

2. Термин «Финансы» как экономическая категория – это:

3. Централизованные денежные фонды государства – это:

4. Специфическими признаками финансов являются:

5. Понятие «Финансовая система РФ» означает:

6. Функциями финансов являются:

7. При классификации финансов по административно-территориальному признаку, выделяют:

8. Функциями финансовой деятельности государства являются:

9. Какова цель финансовой деятельности государства:

10. Термин «финансовая деятельность государства» означает:

11. Что является объектом финансовой деятельности ПТО?

12. При осуществлении финансовой деятельности используются средства:

13. При образовании государственных финансовых ресурсов применяются методы:

14. При распределении государственных финансовых ресурсов применяются методы:

15. При использовании государственных финансовых ресурсов применяются методы:

16. Назовите общие способы (методы) финансовой деятельности ПТО:

17. Какие методы образования денежных фондов ПТО носят императивный характер:

18. Назовите основной метод аккумулирования денежных средств ПТО:

19. Назовите основные принципы финансовой деятельности государства:

20. В соответствии с классификацией отраслей права, финансовое право относится к:

21. В соответствии с классификацией отраслей права, бюджетное право относится к:

22. Субинститут финансового права – это:

23. Финансовое право как отрасль права представляет собой:

24. К предмету финансового права как отрасли права относятся:

25. Особенностями основного метода Финансового Права являются:

26. Назовите основной метод регулирования отношений, составляющих предмет финансового права:

27. Какой критерий является определяющим при разграничении финансового и гражданского правоотношения:

28. Что относится к источникам финансового права:

29. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие порядок кредитования Центральным банком РФ коммерческих банков, относятся к:

30. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие направления расходования бюджетных средств и их объемы, относятся к:

31. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по содержанию, нормы, определяющие порядок прохождения закона о бюджете в Государственной Думе, относятся к:

32. В соответствии с классификацией финансово-правовых норм по времени действия, нормы, определяющие порядок прохождения закона о бюджете в Государственной Думе, относятся к:

33. При классификации финансово-правовых норм по характеру диспозиций, выделяют:

34. Финансово-правовые нормы, определяющие порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае, называются:

35. В чем состоит особенность финансово-правовых норм:

36. Что является специфическим (отличительным) признаком финансово-правовых норм:

37. Что такое «финансовые правоотношения»?

38. Финансовые правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия, называются:

39. Классифицируя правоотношение между субъектом РФ и муниципальным образованием в связи с выделением последнему трансфертов, можно утверждать, что оно является (каким?):

40. Классифицируя правоотношение между Правительством РФ и Госдумой РФ в связи с передачей на рассмотрение проекта федерального бюджета, можно утверждать, что оно является (каким?):

41. Классифицируя правоотношение по поводу уплаты предприятием в федеральный бюджет недоимки и пени по налогу, можно утверждать, что оно является (каким?):

42. К объектам финансового права относятся отношения в сфере:

43. Объектом финансового права выступают:

44. К коллективным субъектам финансового права, относятся:

45. К субъектам финансового права относятся:

46. Финансовые правоотношения НЕ могут возникнуть между:

47. Федеральное казначейство РФ – это:

48. Назовите специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность:

49. Что входит в структуру Министерства финансов РФ:

 


Закрытые вопросы – ВЕРНО/ НЕВЕРНО.

 

 

 

Закрытые вопросы – ВЕРНО/ НЕВЕРНО.