Антимонопольный орган вправе вынести субъекту предписание об изменении условий заключенного договора

23.03.2007

10 лекция

 

Наряду с развитием с развитием конкуренции необходима её правовая защита. Самоорганизация должна сочетаться с административным и даже уголовным воздействием. Можно выделить группы мер.

1. Запрет на соглашения или согласованные действия лиц, ограничивающие конкуренцию. Ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Запрет соглашений о разделе рынка, создание препятствий, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос при наличии возможности их рентабельного производства.

2. Запрет хозяйствующим субъектам на злоупотребление доминирующим положением. Ст. 10 ФЗ запрещает действия: изъятие товара из обращения, навязывание контрагенту невыгодных или излишних для него условий договора, отказ или уклонение от заключения договора. Закон налагает запрет ещё на одну группу действий: на действия органов власти и иных компетентных организаций, которые приводят к ограничению конкуренции.

Ст. 15 запрещает введение ограничений на осуществление субъектами отдельных видов деятельности, запрещена дача указаний о приоритетном поставке товаром, о приоритетном выборе поставщиков товаров.

Устранение производится по предписанию органов или через суд.

Меры по защите конкуренции необходимы жёсткие, при этом на самом первом уровне. Зажим конкуренции – это хуже воровства. «Разная нечисть контролирует торговлю и давит население ценами». Это нарушает конституционные основы общества.

Наряду с защитой от ограничений необходима специальная группа мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Ст. 14 называет способы недобросовестной конкуренции: распространение неточных или неверных сведений, которые могут причинить убытки, введение в заблуждение относительно качества товаров, некорректное сравнение с товарами других лиц и др. Значимым аспектом является демонополизация экономики. Но демонополизация является лишь предпосылкой развития конкуренции.

У нас начали сразу бороться с монополиями. В ФЗ основное внимание уделяется защитным мерам, а не вопросам развития конкуренции

Крайне низкая результативность деятельности антимонопольной службы. У нас говорят о необходимости проверки законов на коррупционность. Посмотреть положение об антимонопольной службе. Такое ощущение, что всё направлено на развитие коррупции.

Антимонопольная служба и её территориальные органы могут давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания, а также передавать материалы в суд. В законе нет разграничения, когда АМС может сама решать вопросы, а когда должна передать материалы в суд. При неисполнении решений на нарушителей могут налагаться административные и иные санкции. Сейчас пересматриваются нормы КоАПа.

Также участвуют и другие органы: федеральные и региональные. Это единая задача государственных и общественных институтов. Но методы пока не выработаны. Требуются теоретические решения.

 

Конкуренция в торговом обороте.

Обязательным моментом становления рыночных отношений является создание конкурентной среды. Конкуренция – состязательность за более выгодную реализацию товара. Раньше рассматривалась как явление лишь капиталистическое. В социализме – нет места. Она подавлялась как негативное явление. Уравнительность, приказные методы не срабатывали. В искусственном обществе, строявшемся на основе социализма, взамен К. внедрялось псевдосоперничество. Соревновались в обязательном порядке. Полная бесполезность соревнования была очевидна. Навязывание свидетельствовало о деградации. После ликвидации партийного аппарата оно исчезло.

Отличие К. от социалогического соревнования: это методы осуществления соперничества, но К. – это борьба за более высокую прибыль, а соревнование осуществляется без вознаграждения. Общественные организации устраивали его, люди принимали на себя обязательства в нем – например произвести продукцию более высокого качества. Этим людям вручали переносной красный вымпел. Никакого реального улучшения соревнование не вносило в отличие от К.

Значительная часть населения не могла приспособиться к современным устоям жизни, желая вернуться к старому, но не к соревнованию. Что касается борьбы, то она возникла как естественный процесс. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли шло через интересы людей. К. превращается в непрерывный движущий фактор совершенствования производства, улучшения качества товаров и услуг. К. позволяет не только оптимизировать запросы, ее значимость выше. Она служит главным средством выявления того, что считается благом. Реализуется принцип свободы воли. Создание нормальных конкурентных отношений связано с оздоровлением экономики и поэтому поддержка конкуренции закреплена в статьях КРФ в качестве конституционной основы экономического строя. В ГК - это принцип осуществления имущественных отношений – ст.10 – не подлежат защите права, используемые в нарушение К.

Можно утверждать, что К. правит рыночной экономикой, но она как пружина развития и совершенствования торговли действует не сама по себе – она должна постоянно поддерживаться и развиваться. В России из-за отсутствия К. стоит задача ее формирования, т.е. создание конкурентной среды. Мало слышно о том, как создать, а нам необходимы практические меры по ее развитию. Все меры нерезультативны. В деле развития необходимо выделить соотношение трех направлений: 1) соответствующие меры по созданию и развитию – стимулирующие меры, они должны носить разносторонний характер, всеохватывающий характер, должны быть предусмотрены на каждом этапе хозяйственной деятельности; 2) меры по ограничению монополизма и злоупотреблений на товарном рынке, ограничительная практика ошибочно рассматривает как самоцель К., но ограничительные меры носят придаточный характер, сама практика не дает эффекта; 3) меры по защите К., пресечение действий, нарушающих нормы К.

Юристами широко применяется метод корпоративизма – сопоставления, он развит в языкознании и науковедении, учеными он применялся как сравнительно-исторический метод. Он был изобретен не юристами, а был заимствован. В правоведении используется в ограниченной мере лишь при сопоставлении норм.

Развитие К. предполагает создание в обществе соответствующего настроя, тона, духа лидирования. На Западе стремление к лучшим результатам сознательно поддерживается и стимулируется поощрительными мерами, селекциями – это относится к общим функциям государственных институтов. В условиях неразвитой К. необходимы меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет выделить увеличение числа организаций, производящих одинаковую продукцию, оказывающих одинаковые услуги. Это противоречит социализму, который предусматривает монополистическую деятельность. Чем больше предприятий предоставляют одинаковые услуги, тем больше они стремятся заполучить покупателей. Это достигается за счет сокращения излишних затрат, модернизации производства. К. отличается высокой степенью гибкости, высоким реагированием на спрос. Необходимо сопоставление качеств и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых предпринимателями.

Государство должно содействовать проведению конкурсов, сопоставлению характеристик, опубликованию сравнительной информации. Такую работу должны проводить торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей, союзы защиты потребителей. У нас проводятся конкурсы, но количество товаров мало. Необходимы постоянные системы пропаганды для достижения лучших результатов. Важно поддержание информированности российских фирм.

В России долгое время проводились конкурсы, но они не приводят к желаемому результату. 22.01.2003 г. постановление о присуждении государственных премий за повышение качества. Таким образом, эти результаты, направленные на привлечение внимания широких предпринимательских кругов, не доходят до адресата. Победа на конкурсе и получение диплома – если об этом информировано общество – позволяет фирме на 15-20 % увеличить объемы продаж. Для региональных организаций информация об успехе часто единственный шанс продвинуть свои товары.

На Западе телевидение постоянно обсуждает различные возможные решения проблем, а у нас телевидение направлено на разложение общества. Эффективнейшая мера – публикация цен на одинаковые товары – это первейшая мера, направленная на развитие конкуренции. Реально государство делает мало – постановление Правительства от 9.03.1994 г. №191 утв. государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции. Для развития К. предлагается диверсификация, увеличение числа поставщиков и объема поставок, а также межрегиональная связь, предоставление информационного и экономического доступа к рынкам сбыта и кредитам. Предусмотрено широкое информирование покупателей о ценах разных производителей, проведение селективной экономической политики для предпринимателей (предоставление льгот, кредитов, понижение арендной платы). К сожалению эта программа носит в целом лозунговый характер – в ней не содержится конкретных задач, она практически осталась не реализованной.

Наши правители не сознают своих обязанностей по развитию К. В разработанной министерством Г.Грефа программе на 2004-2008 гг. вобще не предусмотрены меры для развития К. В результате такого отношения российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Поэтому возникает К. между потребителями, цены растут, инфляция ежегодно составляет 12-15%. Необходимо развивать К., в том числе принимать нормативные акты. Работа по развитию К. должна постоянно осуществляться любыми фирмами. Для этого организация должна разрабатывать и осуществлять свою конкурентную стратегию.

Принцип коммерческой деятельности: обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между контрагентами и использованием возможностей К. Например, в процессе снабжения – на Западе, когда покупателю нужна партия сырья, он ее дробит и закупает частями у разных продавцов, за счет этого достигается снижение цен, сравнение качественной харектиристики, повышение наджености снабжения. Подобная практика у нас непривычная. Руководство и персонал должен постоянно отыскивать такие решения и использовать возможности К. для улучшения бизнеса. Их нужно разрабатывать и внедрять.

Необходима правовая защита К. Рыночная самоорганизация должна сочетаться с административным и даже силовым воздействием. Меры по защите: 1) объявление недопустимыми определенных действий – ст.10 ГК – запрет использования гражданских прав в целях ограничения К. и злоупотребления доминирующим положением. Закон «О К. и ограничениии монополистической деятельности» ст.6 – запрет соглашений по установлению и поддержанию цен, когда цены должны формироваться свободно (например цены на бензин), запрет на раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж, недопустимость ограничения доступа на рынок или устранения других лиц, недопустимость отказа в договоре с определнными лицами. Признание действий недопустимыми влечет отказ на совершение действий с нарушителями и принятие судебных решений о понуждении к совершению определенных действий (возмещение убытков); 2) запрет на определенные действия органов управления – запрет создания необоснованных препятствий или необходимость предоставления льгот определенным субъектам, не допустимость, недопустимость установления запретов продажи товаров в иные регионы.

Меры по защите К. требуются на самом низовом уровне. Необходимо подавлять действия, нарушающие товарную и ценовую К. Население не осознает, что зажим К. не менее опасен, чем прямой грабеж. Подобные действия нарушают конституционные основы. Необходимо применение жестких мер административной, уголовной ответственности. УК ст.178 – еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение и поддержание цен. Ни одно лицо не было осуждено.

Необходима группа мер по борьбе с недобросовестной К. – ст.10 закона «О К.» - введение потребителей в заблуждение относительно качества товаров, некорректное сравнение товаров, копирование чужих товарных знаков, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах запрещено. Значимым аспектом служит демонополизация экономики, но эти меры не порождают К. Вся монополизация служит предпосылкой для налаживания К.

В России первоочередной задачей было и остается создание и задействование конкурентных механизмов. Закон оказался малопригодным, отвлекая от необходимых мер. Был образован антимонопольный комитет, потом Министерство по антимонопольной политике (МАП) – сейчас Федеральная антимонопольная служба, находится в ведении Правительства РФ. Территориальные органы МАП вправе давать предписания об устранении нарушений. Могут налагаться штрафы по КоАП. Деятельность МАП характеризовалась низкой эффективностью, оно ни оказывало никакого влияния на К. МАП носило паразитический характер, было бы правильно наложить на него ответственность за практическую реализацию программы от 9.03.1994 г. Оно принимало только формальные решения. Наряду с МАП в создании конкурентной среды должны участвовать иные органы – федеральные министерства исполнительной власти регионов, но формы и методы их работы не выработаны – необходима нормативная база.