Конкуренция в торговом обороте

Классификация товаров в торговле

В странах общего рынка товарная специализация фирм основана на стандартной классификации. Единая классификация дает возможность для систематизированного поиска продавцов и покупателей путем электронных систем. У нас сам поиск может занять очень много времени.

Постановление Госстандарта от 30.12.93 г. в стране введен общероссийский классификатор – предусматривает цифровое кодирование видов товара с учетом 6 уровней характеристик. Различение других характеристик должно осуществляться самими производителями и торговыми организациями. Но во многих организациях учет вообще не ведется. В стране отсутствует единая база данных по классификации товаров, производимых и реализуемых различными фирмами. Это затрудняет и замедляет скорости продаж, торговли и экономики в целом. Требуется разработка полных классификаторов, учитывая виды и основные характеристики изготовленных изделий, указание в реквизитах данных классификаций производимых или реализуемых товаров, создание общедоступного банка данных о специализации организаций с соответствующей классификацией.

Во внешней торговле важную роль играет товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утвержденная постановлением Правительства от 27.12.96 г. №1560.

Классификатор построен в соответствии с принятой гармонизирующей системой описания и кодирования товаров. Она обязательна, применяется в каждой организации. В деле установления правовых режимов и классификаций российских товаров имеется множество правовых пробелов и несогласованности. Правовому упорядочению способствовало бы принятие Торгового кодекса.

Посмотреть: ФЗ от 8.12.2003 г., постановление Правительства №55, ГК ст.912-917 – складские свидетельства. Журнал Коммерческое право 2009 № 2(5) Маслова В.А. «О собственных торговых марках»

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка

Товарный рынок формируется как сложная система договорно-хозяйственных связей производителей и покупателей. Для его функционирования требуется создание организационного каркаса экономики. Речь идет о совершенствовании структуры субъектов, участвующих в торговле и о создании новых рыночных звеньев. Звенья рыночного механизма выполняют разные задачи, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков. Структурные изменения необходимы в каждой организации – участнице ТО.

Различают 4 группы участвующих организаций: изготовители, посредники, покупатели, специальные субъекты – организаторы рынка. Требуемые изменения:

1) Изготовители – целью и смыслом их деятельности выступает продажа своих изделий и получение прибыли от продаж, налаживание сбыта, получение доходов – это достаточно новые цели. В советский период примерно 96% всех изделий распределялось плановыми органами и проблема сбыта практически не существовала. В настоящее время предприятия обязаны совмещать функции изготовителя и продавца. Многие предприятия просто погибли, остальные не могут нормально существовать и сейчас. Необходимость налаживания продажи повлекла ломку, серьезное изменение структуры. Оно состояло в укреплении и расширении сбытовых служб, создании коммерческих, маркетинговых и рекламных подразделений. Потребовалось обучение сотрудников, выполнение заказов потребителей. На Западе постоянно ведется работа по совершенствованию сбыта, данный участок является важнейшим. Там руководство исходит из положения, что без искусства продавать становится бессмысленна трудовая деятельность.

Крупные и средние производители осуществляют мероприятия по созданию горизонтально сбытовых систем. Для этого отдельные изготовители, находящиеся в одном населенном пункте как правило, могут создавать дочернюю организацию, возложив на нее функцию сбыта, а также могут создавать собственные сбытовые сети. Формируя их, производственные фирмы создают базы и склады для перевалки, поддержания запаса и хранения деталей для сервисного обслуживания потребителей. Также производители не редко идут на создание своих фирменных магазинов.

2) Посредники – здесь ТРЕБУЮТСЯ наиболее значительные структурные изменения. Именно данным организациям в различных формах принадлежит главная роль в создании внутреннего рынка. На Западе данные фирмы представляют собой высокоэффективные структуры, способные продвигать массы товаров. Они обладают терминалами, базами на всей территории страны. Они используют технологии для оптимизации, снижения цен и улучшения обслуживания потребителей. Большое значение имеет использование электронных систем при оформлении заказов и оформлении расчетов. Сами производители не в состоянии иметь такие системы сбыта. Это связано с большими издержками. Мировая практика идет по пути переложения данных функций на посредников.

В РФ необходимо для начала создать мощные оптовые организации, способные перенять данные функции. Большинство организаций незначительны по размерам по сравнению с зарубежными фирмами. Главный недостаток – отсутствие складов, холодильников, развитых вспомогательных сетей на территории страны. 70% не имеют собственного складского хозяйства и не могут осуществлять торговлю через посредников. Более того, дело упирается в создание в поселках и областях посреднических предприятий.

В Европе 95% товаров поступает через товаропроводящую сеть. Имеются правовые проблемы. Требуется организационная и финансовая зависимость переферийных денег от головной фирмы. Это обусловлено низкой организационной дисциплиной и криминализацией экономики. Многочисленные попытки предпринимателей закончились крахом. Целесообразней создавать региональные звенья в качестве филиалов либо в виде дочерних фирм (но это более рисковано). Перемещение товаров не требует заключения договоров и эти операции не облагаются налогом. Можно также ограничить права руководителей в отношении банковских счетов по доверенности. В договоре с банком необходимо указать, что выручка транзитом переходит на счет фирмы.

Помимо филиалов распространена работа через постоянных посредников на экспорт в другие страны. Там создаются организации дистрибьюторы. Данная работа отнимает много сил и средств. Но эти методы успешно используют иностранцы, а также в РФ.

В стране с огромными посевными площадями – РФ, половину продовольствия мы скупаем по импорту, причем не самого лучшего качества. Все дело сводится к умению или не умению создавать рыночные структуры. Можно выделить стихийное развитие структуры, но в ряде стран система сбыта товара организационно поддерживается – в США (45% товаров вывозят и реализуют кооперативы, вся остальная продукция на организациях), Японии, Австралии. В РФ 28% агропредприятий, 22% сельских хозяйств имеют налаженный выход на рынок, а остальные не знают, куда пристраивать производственный продукт. Система эффективных закупок и реализуемых товаров.

3) Приобретатели – любая организация должна приобретать товары для своего существования. Ликвидационная система потребовала перестройки снабжения. Необходимые структурные изменения: а) укрепление собственной службы снабжения; б) налаживание связей с изготовителями; в) надежные посреднические организации.

Для крупных и средних организаций выгоднее создание дочерних предприятий. Еще целесообразней создать организации, обслуживаюшие сразу несколько потребителей, лучше маневренность ресурсами. В снабженческой практике не редко приходится прибегать к обменным операциям – бартеру. Необходимо, чтобы ассортимент производился сразу несколькими группами предприятий.

Принцип коммерческой деятельности, пригодный для всякого предпринимательства – прежде, чем начинать производство товара, надо наладить его надежный гарантированный сбыт. Налаживание сбыта должно предшествовать налаживанию производства. В России проблема продажи упирается в создание системы сбыта, как в оптовой торговле. Но этим никто не занимается, хотя развитие производства, экономики – первейшее дело.

Наряду с развитием структурных звеньев, организацией реализации товара, необходимо выделять образование контрактных объединений. В зарубежной литературе их именуют связанными предприятиями, системой компаний, интегральными структурами. На Западе они получили огромное распространение. Их развитие в России является необходимым элементом формирования рынка. Один из примеров – простые товарищества, создаваемые договорами о совместной деятельности. Товарищество не является юридическим лицом, не требует регистрации. Данные договоры способны давать значительный экономический эффект. Оно позволяет использовать объединенные средства, что предпочтительнее при получении банковских кредитов. Появляется возможность перемещения денежных средств через баланс без налогообложения. Канал сбыта может использоваться в интересах других лиц.

Виды контрактных объединений: а) консорциумы – создаются для реализации общих хозяйственных задач: строительных, для создания транспортных дорог. В ГК нет о них упоминания; б) финансово-промышленные группы – получили широкое распространение. ФЗ от 30.11.1995 г. «О ФПГ». Из-за крайне низкого качества акта деятельность ФПГ не урегулирована – это не способствует раскрытию их потенциала. ФПГ является классическим контрактным объединением, хотя подлежит государственной регистрации. Сейчас подготовлен новый законопроект; в) ГК предусмотрел для АО возможность их создания на основе участия капитала. Такие образования в виде холдингов также являются контрактным объединением. Закон «Об АО» - ст.6 говорит о заключении договора между головным и зависимыми обществами для определения вида и порядка принимаемых решений. Существует Положение о холдинговых компаниях, утв. Указом Президента от 16.11.1992 г. №1092, которое несмотря на изменения продолжает действовать в ограничительной сфере. Но вместо содействия кооперации, оно ее ограничивает.

За рубежом распространены и иные виды корпоративных объединений. Заключенные договоры ведут к появлению неформальных субъектов. Договоры заключают транспортные, информационные фирмы. Договоры являются как правило долгосрочными. Обязательность договоров и риск ответственности сплачивают участников. К/о являются важными звеньями рынка.

4) Специальные субъекты – организаторы торгового оборота. Их развитие служит обязательным условием формирования товарного рынка. Сюда прежде всего относятся оптовые ярмарки – широко действовали в России в дореволюционный период. Ярмарочная торговля находилась в системе подчинения. В настоящее время проводится от 1500 до 1600 ярмарок в год, но нормативная база их деятельности отсутствует. Имеется 2 временных положения об организации и проведении ярмарок, утв. в 1989 г. Форма проведения в виде ярмарок должна использоваться и развиваться. Достоинства: заключение большого числа договоров в сжатые сроки, решение вопросов доставки и сбыта, установление пряамых связей и посредников. Ярмарки являются узлами, где концентрируется множество хозяйственных связей в сжатые сроки. Ярмарки позволяют эффективно сводить отечественных производителей и потребителей, но для этого нужна нормативная база. Отрицательные ярмарочные места: ограниченность времени, отраслевой характер – продажа товаров лишь отдельных отраслей, территориальная ограниченность – участие лишь ближайших регионов, необходимость личного присутствия.

Следует определить порядок проведения, правовой вид ярмарки. Она не может от своего имени чем-либо торговать. Ее задача – организация проведения торгов, создание условий посетителям, поэтому самым подходящим видом являются некоммерческие партнерства. Группа заинтересованных фирм поручает проведение ярмарки специализированному оператору, располагающему помещением, торговым оборудованием. Сейчас их более 100 в РФ, но нормативная база этой деятельности отсутствует. Требует разработки договор проведения ярмарок – договор на оказание организационных услуг (они не исследованы, несмотря на их актуальность).

Пробел имеется и с товарными биржами. Их деятельность регулируется законом от 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле». Ст.2 – под биржей понимается организация, формирующая оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам. В России в середине 90х гг. имелось от 300 до 500 товарных фирм. Во всем мире 147 товарных бирж, но все эти биржи быстро прогорели. В настоящее время числиться около 40, но ни одна из них не проводит биржевых операций и товарной биржей по сути не является. Наши биржи являются противоположностью западных бирж. В России никогда не было и нет настоящих ТБ.

Сравнение с Западом: 1) наши ТБ торгуют любыми товарами – это неоднородные и незаменимые товары. На З. торгуют только однородным взаимозаменяемым сырьевым товаром (Чикагская биржа хлопка, Лондонская биржа металла). За рубежом существуют универсальные биржы – в каждой есть от 3 до 10 отделов, специализирующихся по одному виду товара. Всего в мире 70 видов сырьевых товаров. 2) Количество – у нас столько товара, сколько принесет продавец – как правило, это незначительное по объему, неурегулированное количество. На Западе – это строго ограниченная биржевая партия или количество, кратное биржевой партии + установлены правила качества. 3) Как торгуют – у нас поставка с целью реальной продажи осуществляется в 100% случаев. На Западе условные продажи составляют 97 % случаев, а реальные – 2-3% для контроля. По отдельным видам товара – до 10%. Купленный товар опять выбрасывают в торговлю.

Наша биржа – это предприятие мелкопартийной торговли, а на
Западе – это механизм рыночного формирования цен на основные сырьевые ресурсы через выявление соотношения спроса и предложения. Для этого каждый день копировальный отдел выявляет и публикует результаты. Анализ бирж ставит задачу создания подлинной биржы с формированием цен на массовые сырьевые товары. Данные товары у нас есть – это лес, металл, зерно, уголь, сахар. Это нужно, т.к. биржы призваны обеспечивать формирование рыночных цен на главные виды сырья, чтобы упорядочить цены на произведенные товары. К участию привлекаются крупные и средние продавцы по всей стране.

Для брокеров западных бирж характерна подготовка, знание рынка, владение иностранными рынками. Биржевыми котировками руководствуются при заключении контрактов все предприниматели. В России ликвидировано государственное установление цен, но из-за отсутствия бирж они формируются в результате диктата монополистов и ценовых сговоров. Следствием является непрерывный процесс инфляции. Необходимы биржи как механизм формирования рыночных цен.

Несколько лет назад было издано постановление о создании специализированных бирж, но они не начали работать, т.к. для них требуется главное – сеть брокерских контор и их филиалов для вовлечения производителей, потребителей и спекулянтов. На первом этапе требуется налоговое содействие для принудительного переключения сделок с основной массой сырьевых товаров. Биржевой механизм позволяет эффективно решать проблемы рыночного образования.

Посмотреть: Правовая работа. Пугинский, Неверов. Издательство «Зерцало».

 

Оптовые продовольственные рынки.

Существуют в развитых странах. Их задача – создание условий для оптовой продажи товаров для магазинов, точек питания фермерами и иными субъектами. Они отличаются от ярмарок тем, что работают круглосуточно. Они создаются за чертой или на границе городов. Розничная торговля на этих рынках не производится. Основное отличие от обычных рынков – продажа ведется в контейнерах. Предметом торговли является не с/х продукция, а одежда, обувь, бытовые товары. Продают продукцию гражданам. Отсутствие продовольственных рынков препятствует сбыту продукции, а розничные рынки оккупировали заезжые дельцы. Мировой опыт показывает, что создание торговых рынков является необходимым этапом структурной перестройки каналов продвижения продукции. Данные продвижения происходят на рынке товаров. Одновременно происходит формирование системы розничной торговли. Сами оптовые рынки превращаются в центры распределения продовольствий.

Примитивное состояние наших структур обусловлено недостатками правового регулирования. Не созданы необходимые условия для деятельности, не определен статус организаторов торгового оборота. Наилучшим вариантом было бы закрепление в Торговом кодексе. Важным сектором рынка должна стать система контрактных закупок для государственных нужд. Порядок регулируется ст.525-534 ГК + Закон «О закупках с/х продукции государственных нужд» от 26.09.1994 г. + Закон «О поставках продукции для государтсвенных нужд» от 13.12.1994 г. Ими предусмотрено заключение контрактов на закупку ресурсов для выполнения государственных программ. Они различаются по уровням: федеральные (закон определяет Правительство для выполнения федеральных программ) и региональные (краевые, республиканские исполнительные органы). Закупка для государственных нужд возлагается на организации заказчиков. Заказчиками могут быть федеральные министерства и ведомства, государственные учреждения, казенные предприятия – это всегда государственные организации. Для приобретения ресурсов им выделяются средства из федерального и регионального бюджетов. Таким образом, основанием для заключения контракта служит наличие программы и выделение заказчику средств для оплаты. Указом Президента от 7.08.1992 г. №826 предусмотрено создание федеральной контрактной системы, но все осталось на бумаге.

Постановлением Правительства 1994 г. была образована корпорация, на которую возлагались функции государственных закупок с/х продукции. Она разворовала много денег. Вместо нее было создано федеральное агенство, действует как казенное предприятие. Главная задача – формирование системы закупок, но она отсутствует.

Формирование структур рынка зависит от власти. Краевые исполкомы были обязаны способствовать развитию оптовой и фирменной торговли, обеспечивающей заключение торговых отношений, но с исчезновением Советов исчезла правовая база для формирования рынка. Без правовой помощи не возникнет рынок.

Наряду со структурными методами необходимо создание инфраструктуры – то, что находится под структурой, применяемой к коммерческой сфере. Это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, посредников, покупателей при осуществлении товарообращения. Внутри и/с выделяют несколько подсистем – складского хозяйства, транспортную подсистему, обеспечивающую продвижение товара, тароупаковочную подсистему.

Одной из первоочередных задач служит создание информационного обеспечения об изготовителях, о наличии товара, о запросах покупателей. Следует учитывать масштабы этой работы. Всего изготавливается примерно 25-28 млн. видов продукции. Весь советский период данные о производителях были закрытыми, они действовали как почтовый ящик. Но пока в стране толком ничего не сделано. Перед РФ стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных – должны быть созданы бюро, центры, должен быть налажен контакт, связь с помощью электронных систем. Следует развивать информационные печатные издания. Информация должна быть адресной и конкретной. Подобные издания должны опираться на опыт зарубежных стран. На Западе действуют транснациональные дистрибьюторские сети. Они образуют свои агенства, заключают договоры на информационную продукцию: о спросе, о финансовой подотчетности контрагентов. За привлечение каждого клиента агент получает % от взноса. Только за счет доступа к информации фирмы объемы операций увеличиваются в 10-15 раз. Имеются различные системы электронных бюро – они занимаются лишь сбором и передачей информации.

Развитие и/с требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства. Лишь 15.06.1998 г. постановлением Правительства №593 была учреждена комплексная программа развития и/с товарных рынков – первый акт за 15 лет реформ. Печальным результатом отсутствия в стране нормальных рыночных структур стало распространение вещевых базаров – Лужники. 5-6 млн. челночников делают то, что при надлежащем уровне торговли должны делать биржи и товаропроводниковые сети. Анализ законодательства свидетельствует о просчетах. Много проблем не решено.

Посмотреть: Закон от 13.12.1994 г. «О поставках для гос-ных нужд»

Постановление Правительства №593 – первые 1,5 страницы

 

Конкуренция в торговом обороте.

Обязательным моментом становления рыночных отношений является создание конкурентной среды. Конкуренция – состязательность за более выгодную реализацию товара. Раньше рассматривалась как явление лишь капиталистическое. В социализме – нет места. Она подавлялась как негативное явление. Уравнительность, приказные методы не срабатывали. В искусственном обществе, строявшемся на основе социализма, взамен К. внедрялось псевдосоперничество. Соревновались в обязательном порядке. Полная бесполезность соревнования была очевидна. Навязывание свидетельствовало о деградации. После ликвидации партийного аппарата оно исчезло.

Отличие К. от социалогического соревнования: это методы осуществления соперничества, но К. – это борьба за более высокую прибыль, а соревнование осуществляется без вознаграждения. Общественные организации устраивали его, люди принимали на себя обязательства в нем – например произвести продукцию более высокого качества. Этим людям вручали переносной красный вымпел. Никакого реального улучшения соревнование не вносило в отличие от К.

Значительная часть населения не могла приспособиться к современным устоям жизни, желая вернуться к старому, но не к соревнованию. Что касается борьбы, то она возникла как естественный процесс. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли шло через интересы людей. К. превращается в непрерывный движущий фактор совершенствования производства, улучшения качества товаров и услуг. К. позволяет не только оптимизировать запросы, ее значимость выше. Она служит главным средством выявления того, что считается благом. Реализуется принцип свободы воли. Создание нормальных конкурентных отношений связано с оздоровлением экономики и поэтому поддержка конкуренции закреплена в статьях КРФ в качестве конституционной основы экономического строя. В ГК - это принцип осуществления имущественных отношений – ст.10 – не подлежат защите права, используемые в нарушение К.

Можно утверждать, что К. правит рыночной экономикой, но она как пружина развития и совершенствования торговли действует не сама по себе – она должна постоянно поддерживаться и развиваться. В России из-за отсутствия К. стоит задача ее формирования, т.е. создание конкурентной среды. Мало слышно о том, как создать, а нам необходимы практические меры по ее развитию. Все меры нерезультативны. В деле развития необходимо выделить соотношение трех направлений: 1) соответствующие меры по созданию и развитию – стимулирующие меры, они должны носить разносторонний характер, всеохватывающий характер, должны быть предусмотрены на каждом этапе хозяйственной деятельности; 2) меры по ограничению монополизма и злоупотреблений на товарном рынке, ограничительная практика ошибочно рассматривает как самоцель К., но ограничительные меры носят придаточный характер, сама практика не дает эффекта; 3) меры по защите К., пресечение действий, нарушающих нормы К.

Юристами широко применяется метод корпоративизма – сопоставления, он развит в языкознании и науковедении, учеными он применялся как сравнительно-исторический метод. Он был изобретен не юристами, а был заимствован. В правоведении используется в ограниченной мере лишь при сопоставлении норм.

Развитие К. предполагает создание в обществе соответствующего настроя, тона, духа лидирования. На Западе стремление к лучшим результатам сознательно поддерживается и стимулируется поощрительными мерами, селекциями – это относится к общим функциям государственных институтов. В условиях неразвитой К. необходимы меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет выделить увеличение числа организаций, производящих одинаковую продукцию, оказывающих одинаковые услуги. Это противоречит социализму, который предусматривает монополистическую деятельность. Чем больше предприятий предоставляют одинаковые услуги, тем больше они стремятся заполучить покупателей. Это достигается за счет сокращения излишних затрат, модернизации производства. К. отличается высокой степенью гибкости, высоким реагированием на спрос. Необходимо сопоставление качеств и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых предпринимателями.

Государство должно содействовать проведению конкурсов, сопоставлению характеристик, опубликованию сравнительной информации. Такую работу должны проводить торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей, союзы защиты потребителей. У нас проводятся конкурсы, но количество товаров мало. Необходимы постоянные системы пропаганды для достижения лучших результатов. Важно поддержание информированности российских фирм.

В России долгое время проводились конкурсы, но они не приводят к желаемому результату. 22.01.2003 г. постановление о присуждении государственных премий за повышение качества. Таким образом, эти результаты, направленные на привлечение внимания широких предпринимательских кругов, не доходят до адресата. Победа на конкурсе и получение диплома – если об этом информировано общество – позволяет фирме на 15-20 % увеличить объемы продаж. Для региональных организаций информация об успехе часто единственный шанс продвинуть свои товары.

На Западе телевидение постоянно обсуждает различные возможные решения проблем, а у нас телевидение направлено на разложение общества. Эффективнейшая мера – публикация цен на одинаковые товары – это первейшая мера, направленная на развитие конкуренции. Реально государство делает мало – постановление Правительства от 9.03.1994 г. №191 утв. государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции. Для развития К. предлагается диверсификация, увеличение числа поставщиков и объема поставок, а также межрегиональная связь, предоставление информационного и экономического доступа к рынкам сбыта и кредитам. Предусмотрено широкое информирование покупателей о ценах разных производителей, проведение селективной экономической политики для предпринимателей (предоставление льгот, кредитов, понижение арендной платы). К сожалению эта программа носит в целом лозунговый характер – в ней не содержится конкретных задач, она практически осталась не реализованной.

Наши правители не сознают своих обязанностей по развитию К. В разработанной министерством Г.Грефа программе на 2004-2008 гг. вобще не предусмотрены меры для развития К. В результате такого отношения российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Поэтому возникает К. между потребителями, цены растут, инфляция ежегодно составляет 12-15%. Необходимо развивать К., в том числе принимать нормативные акты. Работа по развитию К. должна постоянно осуществляться любыми фирмами. Для этого организация должна разрабатывать и осуществлять свою конкурентную стратегию.

Принцип коммерческой деятельности: обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между контрагентами и использованием возможностей К. Например, в процессе снабжения – на Западе, когда покупателю нужна партия сырья, он ее дробит и закупает частями у разных продавцов, за счет этого достигается снижение цен, сравнение качественной харектиристики, повышение наджености снабжения. Подобная практика у нас непривычная. Руководство и персонал должен постоянно отыскивать такие решения и использовать возможности К. для улучшения бизнеса. Их нужно разрабатывать и внедрять.

Необходима правовая защита К. Рыночная самоорганизация должна сочетаться с административным и даже силовым воздействием. Меры по защите: 1) объявление недопустимыми определенных действий – ст.10 ГК – запрет использования гражданских прав в целях ограничения К. и злоупотребления доминирующим положением. Закон «О К. и ограничениии монополистической деятельности» ст.6 – запрет соглашений по установлению и поддержанию цен, когда цены должны формироваться свободно (например цены на бензин), запрет на раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж, недопустимость ограничения доступа на рынок или устранения других лиц, недопустимость отказа в договоре с определнными лицами. Признание действий недопустимыми влечет отказ на совершение действий с нарушителями и принятие судебных решений о понуждении к совершению определенных действий (возмещение убытков); 2) запрет на определенные действия органов управления – запрет создания необоснованных препятствий или необходимость предоставления льгот определенным субъектам, не допустимость, недопустимость установления запретов продажи товаров в иные регионы.

Меры по защите К. требуются на самом низовом уровне. Необходимо подавлять действия, нарушающие товарную и ценовую К. Население не осознает, что зажим К. не менее опасен, чем прямой грабеж. Подобные действия нарушают конституционные основы. Необходимо применение жестких мер административной, уголовной ответственности. УК ст.178 – еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение и поддержание цен. Ни одно лицо не было осуждено.

Необходима группа мер по борьбе с недобросовестной К. – ст.10 закона «О К.» - введение потребителей в заблуждение относительно качества товаров, некорректное сравнение товаров, копирование чужих товарных знаков, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах запрещено. Значимым аспектом служит демонополизация экономики, но эти меры не порождают К. Вся монополизация служит предпосылкой для налаживания К.

В России первоочередной задачей было и остается создание и задействование конкурентных механизмов. Закон оказался малопригодным, отвлекая от необходимых мер. Был образован антимонопольный комитет, потом Министерство по антимонопольной политике (МАП) – сейчас Федеральная антимонопольная служба, находится в ведении Правительства РФ. Территориальные органы МАП вправе давать предписания об устранении нарушений. Могут налагаться штрафы по КоАП. Деятельность МАП характеризовалась низкой эффективностью, оно ни оказывало никакого влияния на К. МАП носило паразитический характер, было бы правильно наложить на него ответственность за практическую реализацию программы от 9.03.1994 г. Оно принимало только формальные решения. Наряду с МАП в создании конкурентной среды должны участвовать иные органы – федеральные министерства исполнительной власти регионов, но формы и методы их работы не выработаны – необходима нормативная база.

Посмотреть: Закон «О К. на товарных рынках»

Варламова А.М. «Правовое регулирование К. в России» - 2002 г.

 

Обязательства, регулирующие торговый оборот.

Торговый оборот – деятельность по перемещению товаров, регулируется обязательствами, в основном возникающими из договоров. Но это не единственное основание возникновения обязательств – ст.11 ГК, главы 59,60.

Составные обязательства. Не путать со ст.421 ГК. Широко распространенные обязательства, возникают не только из договора, но одновременно из целевых действий лиц – односторонних сделок. Отдельные обязательства возникают из юридических составов договора и совершаются лицом в виде односторонней сделки – например, обязательства по перевозке. Очевидно, что заключаемое соглашение между грузоотправителем и перевозчиком представляет собой договор перевозки, но эти отношения затрагивают и грузополучателя. Вопрос в том, является ли данный договор трехсторонним или в пользу третьего лица. Обе позиции не состоятельны. Г/п не участвует в заключении договора. Его мнение никого не интересует. У г/п возникают не только права, но и многочисленные обязанности перед перевозчиком – выгрузить, вывести груз, очистить вагон или иное транспортное средство, произвести окончательные расчеты и т.д. Единственным непротиворечивым объяснением является составное обязательство, возникающее из двух оснований: договор перевозки между г/о и перевозчиком, односторонняя сделка о принятии груза, которая вместе с договором порождает права и обязанности в отношении перевозчика и г/о. Он может быть заключен, но не выполнен по вине г/п. Если груз принят, то возникают обязанности в отношении перевозчика, отправителя и наоборот.

Составными являются обязательства по безналичным расчетам. Основания возникновения – договор банковского счета между клиентом и банком (носит организационный характер); сделки в даче клиентом поручения о перечислении денежных средств получателю + принятие исполняющим банком поручения о зачислении средств на счет получателя.

Договорные обязательства. Рыночная экономика – экономика договоров, договорных связей, установленных между равноправными контрагентами. Р.Коулз пишет, что богатства в коммерческий век возникают преимущественно из договоров. Здесь проявляется признание главенствующей роли договоров. Он позволяет установить экономически эффеткивные отношения между производителем и потребителем. Именно посредством договора можно добиться баланса между спросом и предложением, насыщать рынок, обеспечивать обмен между ресурсами.

Главная проблема – определение сущности. Наши законодеятели четко не осознают его роли в регулировании жизни общества. Существует мнение, что договор – это с одной стороны сделка, а с другой – правоотношение. Это неправильно. Договор не является сделкой, к нему применяются правила о сделках – глава 9 ГК, но этот прием используется для локаничного изложения законодательного материала, не снимает отличий между ними, не устанавливает тождества.

ГК ст.420 – договором является соглашение двух или нескольких лиц, а сделка – это действие. Для выполнения основного назначения договора должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям, должна быть определена его цель. Таким образом, договор – соглашение двух или нескольких лиц по существенным условиям обязательства и с определенной общей целью. Юридически-обязывающее соглашение служит для ругелирования направляемой и взаимосвязанной деятельности. Договор – это средство правового регулирования деятельности субъектов, важнейший инструмент частного права.

Коренное отличие договора от сделки в том, что он образует системную целостность. Это свойство не раскрыто юридической наукой, хотя развивалось Аристотелем, Лейбницем, Гегелем. Аристотель первый установил, что целое не сводимо к сумме своих частей. Целое больше суммы, поэтому у целого имеются такие свойства и возможности, которых нет у простой совокупности частей. Целое образует систему, что выражается в устойчивых связях частей целого. При этом существует общий закон – зависимость частей от целого.

Маркс: как Луна вращается вокруг Земли, так и часть вокруг целого. Целое определяет структуру и назначение своих частей, а у нецелостности таких свойств не существует. Как свойства возникают? Кант связывал характер взаимоотношений целого и части целью, она определяет порядок соотношения и зависимости частей внутри целого→целостность порождается наличием цели, направленностью всех действий и подчиненностью всех условий договорной цели.

В договоре прослеживаются системные связи. В нем должен быть определен предмет, необходимые условия, направленные на достижение цели. Эти компоненты обязательны для любого договора и не свойственны сделкам. Договору присущи устойчивые функции, чего нет у сделок. Функция выражает определенное воздействие объекта на внешнюю среду. Функции: а) договор устанавливает юридическую связь между его участниками; б) заключение договора ставит в юридическую зависимость контрагентов; в) договор определяет и фиксирует цель взаимосвязанных действий субъектов; г) договор определяет содержание действий, подлежащих выполнению сторонами; д) договор обеспечивает юридическую регламентацию действий сторон; е) он устанавливает юридические требования к содержанию действий, выражающихся во взаимных правах и обязанностях.

Сам договор приобретает вид алгоритма или юридически обязательной программы. Выявление функций позволяет раскрыть его сущность, решать на этой основе сложные задачи экономического и социального характера. В 70-80 гг. проводились исследования Верниковым. Затем на первый план вышли комментаторы.

Для выделения коммерческого права как отрасли возникает необходимость разграничения торгового и гражданского договоров. Шершеневич, Мамышев, Федоров разрабатывали данную проблематику. Ш. предлагал относить к торговым договорам те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара, должен быть обязательно посредник или купец – у лектора этот подход неприемлим.

В настоящее время покупка является условием жизнедеятельности организации и не имеет значения, участвует ли она в продвижении товара. Зарубежное право предлагает классифицировать по содержанию либо по заключению договора комерсантом (Германия, Япония). Договоры коммерческого права – те, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Эту группу можно назвать реализационными договорами: договор поставки, оптовой купли-продажи, контрактации с/х продукции, закупок для государственных нужд, мены товаров, о разделе продукции и т.д. Классификация:

· Договоры на реализацию товара – участниками м/б лишь организации и индивидуальные предприниматели. Они дают основание вынести договоры в специальный акт в целях более полного регулирования.

· Посреднические договоры. Их содержанием служит совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота: договор комиссии, коммерческого представительства, торгового агентирования и т.д.

· Договоры (по Шершеневичу), содействующие торговле – но у лектора сюда включаются иные договоры. Развитие ТО привело к видоизменению прежних и появлению новых видов, которых не существовало. Некоторые используют преимущественно в коммерции, а иные имеют общее значение. Например, договор маркетинговых исследований, на создание рекламной продукции, на оказание рекламных услуг, на предоставление коммерческой информации, договор транспортной экспедиции, хранения на товарных складах, страхования коммерческих рисков. Отличие договора на выполнение работ и договора оказания услуг: ДВР имеет результатом создание материального или идеального продукта. Созданный продукт носит товарный характер и может являться предметом продаж. ДОУ предусматривает совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Сами действия являются желаемым благом, время оказания услуги совпадает с ее использованием. Требования к договорам различны.

· Организационные договоры – франчайзинговые договоры, договоры коммерческой концессии (кроме лицензионных соглашений), договоры о межрегиональных поставках, договоры органов власти с производственными и торговыми фирмами по вопросам производства и т.д.

При классификации мы можем выделить те, которые образуют содержание коммерческой деятельности. Данные договоры используются и в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь особенности, специфику.

Посмотреть: статьи «Гражданско-правовой договор» - Вестник МГУ, 2002 г. №2

«Составные обязательства в ГП» - Вестник МГУ, 2003 г. №6

 

 

Важно существование конкурентной среды. Конкуренция предполагает состязание, соперничество за достижение более высокой прибыли. В СССР конкуренция была чем-то нехорошим, она подавлялась. В замен конкуренции внедрялись искусственные методы как-бы-соперничества. Состязательность внедрялась сверху и подкреплялась внеэкономическими средствами. Была полная безжизненность соревнования. Явна деградация советского устройства.

Нормальная конкуренция возникает как естественный процесс. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства. Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с обеспечением успешного развития российской экономики. Ст. 8 Конституции РФ конкуренцию защищает. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных отношений. Ст. 10 запрещается использовать права, если ограничивают конкуренцию. Конкуренция является пределом осуществления и защиты гражданских прав. Всё это относится и к коммерческому праву. Конкуренция рулит экономикой. Конкуренция, как движущая пружина, действует не автоматически. Она должна поддерживаться государством. У нас стоит задача её формирования.

Важно выделять и понимать 3 направления работы:

1. собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Такие меры по формированию конкурентной среды должны носить разносторонний, всеохватывающий характер;

2. по ограничению монополизма и использования доминирующего положения, или ограничительные меры. Сводить конкурентное законодательство к антимонополистическому нельзя. Ограничительные меры везде носят вспомогательный, придаточный характер в деле развития конкуренции. Ограничительная практика сама по себе не даёт эффекта, что мы наблюдаем уже 17 лет;

3. по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию.

Должны соединяться правовые и социальные меры, создание в обществе соревновательного тона, стремление к лучшим результатам, первенству. На западе это поддерживается не только государственными, но и негосударственными организациями. Селекция, поощрительные меры. В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры.

Пути формирования конкурентной среды:

1. увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих сходную продукцию или услугу;

2. поддержка малого и среднего предпринимательства, ведь оно отличается оперативностью реагирования спроса и гибкостью. Малый бизнес своей практикой прямых контактов с потребителями оказывает влияние на крупные фирмы, что заставляет их ориентироваться на потребителей.

3. необходимость систематического сопоставления, сравнения качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых разными предпринимателями. Государство обязано содействовать проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективно сопоставлять характеристики, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу, кроме государства, призваны проводить ТПП, ассоциации предпринимателей и потребителей и др. структуры. Проводятся конкурсы «Народная марка», «Товар года» и т.д. Но всё это очень убого, т.к. товаров выставляется мало, и они второстепенны.

4. нужны постоянно действующие меры пропаганды и поощрения лучших достижений. Нужно называть лучшие товары российских предприятий. Результаты конкурсов не доводятся до масс. Победа на конкурсе позволяет увеличить сбыт на 15-20%, а для региональной фирмы – это вообще возможность выхода на федеральный уровень.

Постановление Правительства № 191 программа демонополизации экономики и развития конкуренции. Диверсификация ВПК, увеличение числа поставщиков и объёмов поставок продукции из разных регионов, широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов. Не устанавливались задачи, сроки исполнения, программа носила лозунговый характер, была просто забыта. Наши правители совершенно не осознают своих обязанностей перед обществом в деле развития конкуренции. Российская экономика лишена конкурентного начала. У нас существует конкуренция между покупателями, а не между продавцами.

Работу по развитию конкуренции должна вести каждая фирма, если она хочет выжить и развиться. Каждая фирма должна разрабатывать и реализовывать свою конкурентную стратегию, как часть общей стратегии развития. Здесь второй принцип: обязательным условием работы каждой организации осуществление конкурентной стратегии, включая создание конкурентной среды в своей сфере. Серьёзный недостаток юридических наук – это комментаторский их характер. Из-за слабого понимания юристами сущности конкуренции законодательство о конкуренции пошло не туда. Закон 2006 года написан в угоду ведомственных интересов антимонопольной службы. Нынешний закон ограничивается вопросами защиты конкуренции, но не упоминает о развитии конкуренции. Итого конкуренция в отечественной экономике не получает должного развития. Отсутствуют процессы перетока капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, малочисленность малого бизнеса.