Две концепции движущих факторов науки.

Согласно позиции интернализма (от лат. internus — внутренний) главными движущими силами развития науки являются её внутренние потребности, цели, проблемы и программы исследования. Одним из наиболее последовательных представителей этого направления был К.Поппер, который в своей концепции трёх миров обосновывал автономность мира объективного знания.

Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.

Экстернализм (от лат. externus – внешний) признаёт в качестве решающих факторов развития науки социальные потребности общества. Обоснование практической природы науки было заложено ещё в XVII веке, в эпоху научной революции. «Знание — сила», - так сформулировал Ф.Бэкон основной взгляд на назначение науки. В сложном контексте осмысления «кризиса в физике» на рубеже XIX-XX веков также формировались убеждения о неразрывной связи когнитивных изменений и исторических условий существования науки.

Наиболее выражена позиция экстернализма была у П.Фейерабенда. Для Фейерабенда процесс развития научного знания теснейшим образом связан с социально-культурным контекстом эпохи, но взаимодействие это вопреки сложившимся стереотипам трактуется как возможность существования множества равноправных типов знания (в том числе и вненаучных), причём наука не занимает центрального места в этом конгломерате и должна доказывать на общих основаниях свою состоятельность.

Преданность новым идеям создаётся не аргументами разума, а иррациональными средствами, такими как пропаганда, эмоции и т.д. Культовая фигура классической науки Галилей предстаёт в изысканиях Фейерабенда как учёный, опирающийся на технологии пропаганды в своей деятельности, что и сыграло впоследствии решающую роль в утверждении классической механики.

В деятельности учёных важно «развитие индивидуальных способностей», «абсолютно» свободное поведение.

Экстерналистский и интерналистский взгляды на развитие науки представляют собой крайние точки зрения, поскольку односторонне преувеличивают роль и значение одних, действительно важных факторов в развитии науки и не видят всей сложности и противоречивости этого процесса.