Лекция 5. Концепции культурно-исторического и социокультурного развития личности, деятельностный подход к проблеме личности
Ст. преподаватель Богдан Е.Г.
Психология личности Модуль 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
К. Роджерс.
Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности. Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.
Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажат свой опыт.
1. Содержание побуждений личности в деятельностном подходе: направленность личности (С.Л. Рубинштейн), иерархия мотивов (А.Н. Леонтьев), внутренняя сторона мотивации (Л.И. Божович).
2. Проблема генезиса личности в культурно-историческом и деятельностном подходе (самост.).
3. Проблема сущности и функций Я в структуре личности в субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна. Становление структуры и функций личности в онтогенезе (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).
4. Самосознание личности и его диалогическая природа. Личность как субъект «мотивационного самоотношения».
5. Проблема отношений личности и общества в концепциях Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова; С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Б.Г.Ананьева (самост.).
6. Социализация личности как интериоризация социальных форм поведения (самост.).
7. Концепции культурно-исторического и социокультурного развития личности как методологическая основа деятельности специалиста по социальной работе.
Определение личности у Л.С. Рубинштейна:
Личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние. Это предполагает участие субъекта.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну:
Личность как целостная единица раскрывается через триединство:
• установки и потребности (то, чего хочет человек);
• дарования и способности (то, что может человек);
• закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).
Направленность личности по С.Л. Рубинштейну:
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Потребность - объективная нужда в чем-то, лежащем вне человека, испытываемая им и отраженная в его психике; в ней проявляется связь человека с окружающим миром (смысл).
Динамическая структура направленности личности, по С. Л. Рубинштейну:
Иерархическое строение деятельности (А.Н. Леонтьев):
Определение личности у Л.И. БОЖОВИЧ:
Личность - особое психическое образование, которое выполняет следующие функции: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от непосредственного влияния окружающей среды и позволяет ему не только приспосабливаться к ней, но и сознательно преобразовывать и ее, и самого себя.
Понятие «внутренняя позиция» (Л.И. Божович):
Понятие «внутренняя позиция» отражает «новый уровень самосознания, образующийся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям.
Проблема сущности и функций Я в структуре личности в субъектно-деятельностном подходе:
Личность как сознательный субъектосознает не только окружающее, но и себяв своих отношениях с окружающим. Потому деятельность человека составляет основу связей (отношений) субъекта с объективным миром, который, изменяя мир, изменяется сам.
Функции Я в структуре личности:
1. Субъект деятельности;
2. Субъект жизни.
4. Самосознание личности и его диалогическая природа. Личность как субъект «мотивационного самоотношения» (С.Л. Рубинштейн):
• Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в концепции «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.
• Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.
• Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Содержание самосознания (образ Я):
• Все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.
• Но относящимся к "я", человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни.
• «Все - и мысли, и чувства, и желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же "я" он включит лишь свойства своей личности… и к ним присоединит мысль, которой отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь».
Самооценка личности:
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально.
Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно.
Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой.
Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
Самосознание личности и его диалогическая природа по С.Л. Рубинштейну:
Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе: «самосознание включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности».
При этом не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.
Самосознание личности и его диалогическая природа по С.Л. Рубинштейну:
С осознанием этого объективного факта – отношение моего «Я» к «Ты» и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».
При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей.
Ситуация развития личности и самосознания с точки зрения С.Л. Рубинштейна :
Описывается при помощи действия трех основных элементов:
- объективные причины,
- особенности субъекта (внутренние условия) и
- действия принципа детерминизма (объективные причины действуют на субъекта не непосредственно, а преломляясь через его индивидуальные особенности).
Данные составляющие ситуации развития действуют в единстве.
Чем больше развивается личность, чем больше индивид субъективирует объективного, тем ближе он подходит к освоению богатства человеческой культуры, к истинным ценностям.
Уровни организации личности как субъекта жизни по С.Л. Рубинштейну:
Сущность личности по С.Л. Рубинштейну:
• Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается, как другие живые организмы, но и имеет свою собственную историю развития.
• «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития личности — того как она формируется, совершая свой жизненный путь».
• Однако в центре изучения жизненного пути с позиции субъектного подхода стоит вопрос о том, каким образом личность не просто зависит от индивидуального жизненного пути, не только «шлифуется» и «формируется» личной биографией, но и как она подчиняет жизненный путь своему жизненному замыслу, детерминируя характер собственного развития.
Функция, назначение личности по Л.С. Рубинштейну (мотивация; психическое здоровье и зрелость):
• «Субъект жизни»- это «личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь». При этом жизненные отношения рассматриваются как «пристрастный смысл объектов и явлений, который открывается в контексте целостной жизнедеятельности человека».
• Категория субъекта жизни конкретизируется через понятие «способ существования» — «это характерный для личности способ построения и воспроизводства жизненных отношений».
Типы отношения к жизни по С.Л. Рубинштейну:
Он выделяет два основных способа существования человека как типы отношения к жизни.