Функции чувств

Классификация чувств

Классификация эмоций

Физиологические основы

Общая характеристика эмоций и чувств

Термин «эмоция» (от лат.-потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.

Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей

Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то.

Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятель­ности мозга. Переживание человеком чувств обеспечива­ется совместной деятельностью коры и подкорковых цен­тров. В подкорковых областях находятся центры, управляю­щие вегетативной нервной системой, с которой тесно свя­заны эмоциональные переживания.

Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах вы­полняет кора больших полушарий головного мозга.

Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выра­жается часто в кратковременной дезорганизации поведе­ния.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность.

Эмоциональные состояния

1.Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го - неделями, месяцами.

2.Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека.

3.Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности.

4.Стресс (от англ. - напряжение) - эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью.

Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность (любовь – ненависть). Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами.

1. Нравственные чувства выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд и др.)

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством

(жажда знаний, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения и др.) К интеллектуальным чувствам относят чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

Юмор-беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.

Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе.

Сарказм - язвительная насмешка, гневная иро­ния.

Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не уважать, а унижать окружающих людей.

Чувство комического- резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает.

3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди.

-оценивающая - положительные и отрицательные эмо­ции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает (недовольство, стыд и др.);

-побуждающая - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;

-на­правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

6. Внешнее выражение эмоций (мимика, пантомимика).

7. Значение эмоций в психической деятельности челове­ка (делают его более интересным для окружающих, и для самого себя; помогают более глубоко и тонко понять происходящее; оказывают влияние на деятельность).