Эмоциональная сфера личности
Классификация способностей
Уровни способностей
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.
На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.
3.Структура способностей
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения, какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.
1. Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта;
2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности:
общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.);
специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;
практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;
способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образами и т.д.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в деятельности. Они всегда являются результатом развития.