Понятие о способностях и задатках
Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
Акцентуации характера
Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях.
Психастенический тип. Характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.
Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Неустойчивый тип. Его иногда характеризуют как слабовольный, плывущий по течению.
Истероидный тип. Для данного типа характерна жажда постоянного внимания к своей особе, склонность к театральности, рисовке.
Гипертимный тип. Юноши этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое.
Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти юноши не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.
Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Юноши данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками.
Эпилептоидный тип. Эти юноши часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты — жестокость, себялюбие и властность.
Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности, тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей.