Понятие о способностях и задатках

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Акцентуации характера

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях.

Психастенический тип. Характеризуются ранним интел­лектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мни­тельностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

Неустойчивый тип. Его иногда характеризуют как слабоволь­ный, плывущий по течению.

Истероидный тип. Для данного типа характерна жажда постоянного внимания к своей осо­бе, склонность к театральности, рисовке.

Гипертимный тип. Юноши этого типа отличаются подвижностью, об­щительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, не­достаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое.

Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замк­нутость. Эти юноши не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различ­ными фантазиями, особыми увлечениями.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некрити­ческое подчинение любым авторитетам, боль­шинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов пре­дать товарища.

Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительнос­тью и склонностью к апатии. Юноши данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками.

Эпилептоидный тип. Эти юноши часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты — жестокость, себялюбие и властность.

 

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности, тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Задатки многозначны и могут реа­лизовываться в различных типах способностей.